23.05.2017 / 15:05

Спасением брошенных животных в Барановичах занимаются только волонтёры, в то время как работа госслужб сводится исключительно к отлову и умерщвлению питомцев. Многолетние разговоры о необходимости создания в городе приюта для бездомных животных так и остаются разговорами. То же касается и закона об обращении с животными.

Кристина Вашкелевич живёт в одной из многоэтажек на улице Брестской в Барановичах. Несколько месяцев назад в её микрорайоне появилась маленькая бездомная дворняжка. Кормили собаку «всем Тексером». Каждое утро дочь Кристины выносила ей что-нибудь поесть и по дороге из школы покупала корм. Но несколько дней назад Кристине позвонила дочь, она так плакала и кричала, что та подумала, с ней что-то случилось.

– Оказалось, кто-то из работников ЖЭСа сказал ей, что собаку рано утром застрелили, – рассказывает Кристина.

Женщина рассказывает, что из-за голода щенки пищали на весь Тексер.

– Вот кому мешала эта маленькая ласковая собачка? Вы бы видели, какие у неё были глаза – как у человека. Не понимаю, как её можно было убить, а главное – зачем? – говорит Кристина.

Всех восьмерых щенков они с дочкой забрали к себе домой, выкормили из соски. Семерым питомцам они уже нашли новые семьи.

«Любого питомца можно пристроить»

Отлавливают бездомных котов и собак работники Барановичской спецавтобазы по заявкам (в основном – ЖЭСов) и сразу отвозят на ветеринарную станцию на улице Калинина, где усыпляют. Правда, некоторые волонтёры говорят, что так происходит не всегда: иногда животных просто отстреливают.

Как-то нам позвонили люди и сказали, что у них в микрорайоне отстреливают собак. Пока мы приехали, всех уже убили, – рассказывает волонтёр Ирина. – В кузове машины, куда грузили животных, не было ни одного живого!

Спецавтобаза отрицает то, что собак и котов отстреливают. Но даже если бездомных животных просто отлавливают, то шансов на жизнь у них не остаётся – в городе нет временной передержки.

За этот апрель в городской ветстанции было умерщвлено 36 бродячих собак и 22 кота! Животных в ошейниках, уверяют в спецавтобазе, ловцы не трогают.

По сути, работа госслужб с бездомными животными в Барановичах сводится к их отлову и усыплению. Спасают их только волонтёры. Среди них – Людмила Шибут, которая три года назад создала в соцсетях группу «Помощь бездомным животным в г. Барановичи». Вместе с ещё несколькими волонтёрами она пристраивает брошенных животных в новые семьи. По её словам, за всё время их деятельности они нашли дома примерно 300 животным.

– В одиночку мы не справимся с этой проблемой, на это не хватит ни сил, ни денег, ни времени. По опыту могу сказать, что почти любого питомца можно пристроить. Но на это надо время и место, где они могли бы пожить. Мы же не можем взять всех животных к себе домой, – говорит Людмила Шибут.

Около сотни брошенных кошек и собак живут в приюте «Милосердие» в деревне Севрюки, в 20 км от города Барановичи. За 10 лет существования приют спас от гибели сотни животных и стал для них домом. Выживает приют на энтузиазме его хозяйки Елены, а также её дочери Ирины и волонтёров. Елена отказалась от городской жизни и полностью посвятила себя животным. Живут питомцы на пожертвования горожан, организаций и спонсорскую помощь. От государства приюту не перепадает ни копейки.

– Мы бьёмся как рыба об лёд, – говорит Ирина Александрович, председатель ООЗЖ «Милосердие», дочь Елены. – Бездомных животных становится всё больше, и нам не хватает ни финансов, ни рабочих рук, чтобы содержать их.

Закон не писан

По мнению зоозащитников и волонтёров, решать существующую проблему с бездомными животными надо как на республиканском, так и на местном уровнях. На уровне страны надо принять закон, в котором будет прописана ответственность людей за своих питомцев, обязанности коммунальных служб по обращению с бездомными животными.

– Все домашние животные должны быть чипированы и стерилизованы. Если хозяин выбросит питомца на улицу, его можно будет вычислить и привлечь к ответственности, – считает Людмила Шибут. – Если же владелец собаки или кота планирует заниматься разведением питомцев, пусть приобретёт патент, лицензирует свою деятельность.

Закон об обращении с животными в Беларуси пытаются принять уже более 10 лет! В 2016 году проект этого закона вынесли на общественное обсуждение. По мнению зоозащитников, проект требовал доработки. После обсуждения прошло больше года, но о его результатах до сих пор ничего не известно.

По мнению юриста Юрия Чаусова, с проектом этого закона «сложилась парадоксальная ситуация»: он был инициирован под давлением общественности, но документ уже полтора года лежит в Палате представителей Национального собрания, а текст законодательного акта прячут от глаз общественности – опубликована только предыдущая версия документа, которая выносилась на общественное обсуждение.

Получается, что инициаторов законопроекта – общественные объединения – отлучили от работы с законопроектом, который они и инициировали, – говорит Юрий Чаусов. – Такая засекреченность может свидетельствовать о том, что закон не будет решать общественные вопросы, ради которых он и был инициирован.

Очередной вариант документа депутаты планируют рассмотреть на весенней сессии. О нём известно мало, например, то, что в стране введут обязательное чипирование собак особо опасных пород (а не всех).

Опыт других регионов

На местном уровне, по мнению зоозащитников, надо строить пункт передержки. Ещё в 2015 году городские власти планировали разработать проект приюта и даже искали участок под его строительство. Но проект отложили, так как решили, что «могут не осуществить».

Вопрос строительства пункта передержки перед руководством Барановичей подняла на заседании горисполкома 28 апреля Ольга Политико, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. К окончательному решению власти города пока не пришли.

– Мы должны знать цену вопроса, изучить опыт других регионов, – сказал председатель Барановичского горисполкома Юрий Громаковский.

Что касается соседей, то в Бресте в декабре 2016 года открыли государственный участок по отлову и содержанию безнадзорных животных. Он был построен по инициативе городских властей, за счёт Брестского мусороперерабатывающего завода.

Как рассказал Владимир Галицкий, заместитель директора по идеологической работе, кадрам и сбыту этого предприятия, приют рассчитан на 200 кошек и столько же собак. Самое поразительное, что животных там не умерщвляют. Строительство приюта обошлось заводу в 643,4 тысячи рублей. Сумму, которую завод тратит на содержание питомцев, на предприятии не озвучили, но сказали, что «это немалые деньги».

Где взять деньги

  • Во-первых, на строительство приюта можно направить средства, которые расходуются на усыпление животных.
  • Во-вторых, можно использовать деньги, собранные в виде налога на собак.
  • В-третьих, под такой проект можно попробовать взять займ или грант у европейских структур.
  • Наконец, власти могут объявить сбор средств среди горожан.

«Я уверена, что многие жители нашего города откликнутся», – говорит волонтер Ирина.

Несмотря на то, что вопрос строительства пункта передержки в Барановичах неоднократно поднимался, защитники животных надеются, что на этот раз он решится.

Многие говорят, что у нас есть более важные проблемы, на которые надо выделять деньги – например, больные дети, – говорит Людмила Шибут. – Но мы никогда не вырастим здоровых с моральной точки зрения детей без любви к животным. Кто ещё позаботится о беззащитных существах – собаках, котах, если не мы? Ведь на улице они оказались по вине людей и больше никого!

Источник:
Автор:
Фотограф:
Юрий Пивоварчик
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость