О проблемной ситуации с белорусскими животными Бардо узнала от представителей гражданской инициативы «Мы с тобой в одном доме». Зоозащитники не только обратились в «Фонд Брижит Бардо», но и сформулировали требования к белорусским властям.
В частности, они добиваются того, чтобы государство оказало поддержку французским специалистам. Те готовы приехать в Беларусь, чтобы провести программу стерилизации и вакцинации бездомных животных, а также обучить белорусских ветеринаров гуманным методам регуляции бездомных животных.
Недавно стало известно, что на письмо Брижит Бардо ответил министр иностранных дел Владимир Макей. Министр выразил Бардо глубокое уважение и отметил:
«Сталасць любога цывiлiзаванага грамадства атаясамляецца, у тым лiку i з руплiвай працай па ахове жывел. Рэспублiка Беларусь надае сур’езнае значэнне тэме аховы жывел […]
На заканадаўчым узроўнi за жорсткае абыходжанне з жывеламi прадугледжваецца крымiнальная адказнасць. Беларускiя ўлады i грамадскiя арганiзацыi актыўна працуюць па мiнiмiзацыi магчымых выпадкаў бесчалавечнага стаўлення да жывел […]
Не сумняваюся, што ўсталяванне прамых кантактаў памiж профiльнымi беларускiмi арганiзацыямi i спецыялiстамi Вашага Фонду будзе на карысць абодвум бакам».
А довольны ли зоозащитники?
Удовлетворил ли зоозащитников такой ответ, мы узнали у Ольги Майоровой, координатора гражданской инициативы «Мы с тобой в одном доме»:
— Ольга, согласны ли вы с утверждением о том, что Беларусь придает серьезное значение теме охраны животных?
— Нет, поскольку в Беларуси регулярно убивают бездомных животных (Ольга поделилась с нами видео, которое можно найти по ссылке. Предупреждаем о том, что оно содержит сцену жестокого обращения с животным). И мы остаемся страной, в которой нет внятного законодательства, касающегося защиты животных.
Существует модельный закон СНГ, на основе которого Беларусь должна была создать национальный закон. С тех пор закон (на основании модельного) был принят даже в соседней России, а у нас ситуация зависла.
Мы много раз спрашивали, устно и письменно, у депутатов о судьбе закона. Нам каждый раз отвечали, что проекта у них нет и мы должны обращаться в Совмин. Мы обратились в Министерство ЖКХ и записались на прием к Геннадию Трубило (первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства) на 9 января.
Основные цели визита: узнать, что происходит с законом о защите животных, обсудить возможность включения представителей зоозащитного сообщества в рабочие группы по разработке закона. Нам обещали перезвонить, назначить точное время. Уже 8-го января нам пришлось звонить самим, уточнять. В ответ мы услышали, что нашей записи нет. А после нам и вовсе отказали в приеме, сказав, что о судьбе закона на данный момент ничего не известно.
Получается замкнутый круг: депутаты отсылают в министерство, потому что там ведется работа, а чиновники министерства утверждают, что не работают над проектом.
Мы много раз предлагали наладить проведение круглых столов, семинаров, дискуссию в СМИ по проблеме защиты животных, по изменению статьи 137 ГК РБ. Нам отказали, но сделали встречные предложения: а) разработайте свой проект закона, соберите необходимое количество подписей, и мы рассмотрим ваш вариант, б) разработайте свой вариант статьи 137 ГК РБ и приносите нам, мы рассмотрим, в) приглашайте нас на семинары, а мы подумаем, достаточно ли важная тема обсуждается.
Возникает вопрос: почему представители государства не хотят использовать имеющиеся у них ресурсы (помещения, работа юристов, возможность приглашения иностранных специалистов) для организации работы над законом и статьей?
Так что на сегодня никаких действий со стороны власти в области законодательства или изменения практики отлова животных, финансирования, стимулирования благотворительности, легализации частных приютов мы не видим.
— В письме упоминается о том, что «за жестокое обращение с животными предусматривается уголовная ответственность». Почему зоозащитникам этого недостаточно?
— Потому что, опираясь на сегодняшнее законодательство, трудно собрать доказательную базу по самому факту жестокого обращения. Например, в прошлом году статистика по применению статьи УК за жестокое обращение с животными за первое полугодие была такой: 11 возбужденных дел, 5 из которых закрыты ввиду невозможности установить виновных.
Статья 339¹ УК РБ, на мой взгляд, самая мягкая и милосердная по отношению к живодерам. В России за аналогичные действия полагается срок заключения до 5 лет, в Украине — максимум до 8 лет.
У соседей присутствие несовершеннолетнего при сцене жестокого обращения, повторное действие или участие в группе служит основанием для утяжеления наказания. У нас в любом случае — до 1 года. Это как минимум нелогично.
Опять же: убийство животных при отлове — это жестокое обращение (у нас есть видеоподтверждения того, что это происходит). Существует положение об отлове: даже у нас животному должен предоставляться шанс на то, чтобы попасть в семью. Это происходит далеко не всегда. Кроме того, на сайте «Фауны города» указано, что эвтаназии подвергаются только больные, агрессивные и старые животные. Разве это так?
— Владимир Макей отмечает в письме, что установление контакта между белорусскими и французскими специалистами по вопросу защиты животных будет на пользу «обеим сторонам». Установлен ли этот контакт на сегодня, по вашим сведениям?
— Нам известно, что помощница Брижит Бардо, мадам Олой, встречалась в первой половине января с послом Беларуси во Франции Павлом Латушко. Впечатления от встречи у нее позитивные. Ей было обещано содействие в установлении контактов с госчиновниками и проведение встреч представителей Фонда на высоком уровне уже в Беларуси.
С этой целью мадам Олой планирует посетить Беларусь в начале марта нынешнего года. Мы очень надеемся, что это даст возможность наладить тот диалог, который до сих пор не получалось установить. Мадам Олой совместно с представителем Ассоциации зоозащитных организаций Украины намерена предложить правительству Беларуси конкретную программу действий в области законодательства и практики работы с животными.
В ближайшее время планировалась вторая встреча с Павлом Латушко, однако произошла смена послов. Мы все надеемся, что это не станет препятствием в продолжении диалога. Мы намерены не жаловаться, а предлагать конкретные меры для исправления ситуации.
— Волонтеры опасаются, что в преддверии II Европейских игр начнется массовая зачистка бездомных животных, как это было, к примеру, в Сочи во время Олимпиады-2014. Насколько эти опасения обоснованы, на ваш взгляд?
— У нас нет документальных доказательств тому, что есть приказ о массовых зачистках, и мы не можем обвинять в этом власти. Поэтому мы просто предупреждаем их о недопустимости такого подхода и стараемся заручиться поддержкой зарубежных партнеров. Мы создали и скоро запускаем петицию на белорусской платформе и на change.org. Мы надеемся, что как можно больше людей во всем мире поддержат наше желание предотвратить убийства и решать проблемы цивилизованными способами, а не путем насилия.