Париж – почти как Минск, но в 3 раза меньше места
Горожане в Парижском округе – это 2,5 миллиона человек, часть из которых регулярно бывает в центре. «Почти как Минск», – подумаете вы и ошибётесь: площадь Парижа в 3 раза меньше. А уровень жизни – выше со всеми вытекающими последствиями:
«Очень много людей ездит из пригорода на машинах и общественном транспорте, – говорит Кристоф Найдовски, заместитель мэра Парижа по транспорту. – В прошлом веке у Парижа был девиз: город должен адаптироваться к автомобилям. И пожалуйста, вот результат: забитые улицы, не было полос для велосипедов и автобусов»
Чтобы улучшить ситуацию с транспортом, первые меры приняли в 80-е годы: выделили «коридоры вежливости», которые ласковые парижане переименовали в «коридоры смерти»: они не были отделены от проезжей части.
30 километров в час и немного краски помогут найти место
Но массово горожане сели на велосипеды в 1995 году, когда из-за масштабных забастовок городская транспортная система была парализована. Тогда же, в 90-е годы, мэрия провела первое переустройство улиц, чтобы дать больше пространства велосипедам и автобусам.
Потом какое-то время они использовали одни и те же полосы, но 15 лет назад велосипедисты попросили разделить их.
«Мы пытаемся правильно отреагировать на эти желания», – говорит представитель мэрии.
Для велосипедистов ищут место, понемногу вытесняя автотранспорт. Несколько лет назад на улицах города начали снижать скорость движения автомобилей до 30 км/ч на отдельных участках, которых всё больше.
«Важно также иметь на основных улицах отдельные дорожки, даже на маленьких улицах. Много денег это не требует, просто нужна краска. Это недорого и эффективно», – говорит Крисоф Найдовски.
Минчане нервно рукоплещут этой идее. Но не путайте: речь об участках на проезжей части, а не тротуарах.
Главную магистраль раз в месяц перекрывают
Раньше ситуация осложнялась тем, что мэр делил полномочия с шефом полиции. А значит, чтобы внедрить любой проект в области мобильности, им нужно было действовать сообща.
«Всегда, когда мы хотели ввести велополосы на Елисейских полях, муниципалитет встречал мощное сопротивление. Но сейчас муниципалитет и культурное давление довольно сильны, и в июле 2018 года в Париже начнутся работы по организации велополос, – говорит Кристоф Найдовски. – Это хорошие новости для тех, кто любит Париж».
Первое воскресенье каждого месяца на Елисейских полях, главной магистрали города – день без автомобиля. По словам заместителя мэра, жители города требуют, чтобы пешеходам отдавали магистраль чаще.
Париж хочет быть как Лондон
10 лет назад в Париже появилась первая система пунктов общественного проката велосипедов «Velib», которой сегодня пользуется более 10% парижан. За день – свыше 100 000 использований, или 35-40% общего использования велосипедов.
Доля перемещений на велосипеде в городе составляет 5%. Судя по цели городских властей – 15% к 2020 году – французы считают, что это маловато. Концепция развития описана в новом плане велосипедного развития Парижа, который появился в 2015 году.
Для понимания масштаба сравним с Минском: все эти толпы велосипедистов – всего 1% всех перемещений. Кстати, в январе в Беларуси приняли концепцию развития велодвижения. Чиновники и велосипедисты помечтали: в крупных городах к 2030 году будет 8-10% поездок на велосипедах, в остальных – от 15 до 40%.
Хочешь велосипед? Получи 400 евро!
Согласно плану Парижа, в городе создадут сеть велодорожек и экспресс-дорожек прямо через центр. Идея – быть как Лондон, где есть сеть веломагистралей (гуглить – bicycle superhighway). Дорожками свяжут разные концы города и проложат их вдоль вдоль реки Сены, чтобы парижанам было удобно ездить на работу.
Мэрия хочет улучшить качество сети и сделать её удобнее, а также двоить протяжённость велодорожек, на что требуются дополнительные затраты: бюджет программы составляет 150 миллионов евро.
«Как и в Лондоне, мы пытаемся создать эту сеть и соединить её с пригородом, а также развиваем систему велопарковки, поддерживаем ассоциации велосипедистов и программы велотуризма, оказываем финансовую поддержку при покупке велосипедов», – говорит заместитель мэра.
63 миллиона евро используют для строительства отдельных полос (плюс 40 миллионов в рамках других проектов), 40 миллионов потратят на создание дорожек с двухсторонним движением, 10 миллионов евро выделят в качестве помощи при покупке грузовых и электровелосипедов.
«Мы даём 400 евро людям, которые покупают велосипеды, 600 – тем, кто хочет грузовой велосипед», – говорит Кристоф Найдовски. А жители Беларуси спешно считают: 25 000 человек получат в среднем по 960 рублей в эквиваленте на покупку велосипеда.
Улучшают и условия для пешеходов, например, расширяя для них перекрёстки.
Что имеют: «Нам далеко до Голландии или Дании»
Часть экспресс-маршрута уже проходит на дороге имени Жоржа Помпиду – скоростной магистрали. Ширина велодорожки 3 метра, длина – 3,5 километра, а сама дорожка подходит для маятниковых миграций. Примером также является бульвар Вольтера.
Париж открывает совместные пути для пешеходов и велосипедистов, и гордится этим достижением. Правда, эту радость минские велосипедисты вряд ли разделят.
«Этот проект был противоречивым и скандальным. Автомобилисты не хотели этого преобразования, но 60% парижан поддержали превращение этой части города в зону для пешеходов и велотранспорта, – говорит Кристоф Найдовски. – Нас поддерживают молодые люди, и мы меняем город. Места, где раньше было много шума и пыли, мы превращаем в места для людей. Хотя нам далеко до Голландии или Дании».
Доклад записан на Зимнем велоконгрессе, который прошёл 8-11 февраля в Москве.