25.04.2016 / 13:04

Много лет подряд Василий Федосенко ездит фотографировать в Чернобыльскую зону, которая представляет собой огромную территорию на юго-востоке Беларуси. Но если в первые годы после аварии на Чернобыльской атомной станции фотограф снимал брошенные дома, зарастающие кустарником улицы, то сейчас пытается фотографировать диких птиц и зверей. Их разнообразие впечатляет.

Есть места, где с утра с вероятностью почти 100% можно увидеть лосей: они стоят недалеко от лесной дороги и при приближении нехотя отбегают на десяток метров, потом оборачиваются на пару секунд и удаляются вовсе.

Брошенную территорию успешно осваивают и другие млекопитающие — барсуки, енотовидные собаки, устраивающие свои жилища под постройками, выдры, живущие под мостами в деревнях. Одну из таких выдр я фотографировал в деревне Погонное, и похоже на то, что я был первым человеком, которого она увидела, — инстинкт заставлял её плыть прочь от меня, но любопытство несколько раз возвращало посмотреть, кто же там сидит под камуфлированной сеткой на берегу. И только лишь поймав своим чувствительным носом запах человека, она с возмущением нырнула и была такова.

Одна из моих любимых тем в Чернобыльской зоне — фотосьёмка птиц, особенно хищных. Беркут и орлан-белохвост — обычные обитатели этих мест.

И их постоянные спутники — чёрные вороны. Иногда, проезжая по Зоне, можно увидеть своеобразный птичий базар: сороки, чёрные вороны взлетают при приближении машины, а в небе парят орланы — верный признак, что где-то рядом волки прикончили оленя или лося, оставив птицам остатки своего обеда.

Природа не терпит пустоты, или нет худа без добра: дикий кабан из-за чумы остался в единичном экземпляре — в последнее время я видел его только в ночных сьёмках камер-регистраторов, и благодаря этому факту сильно увеличилась численность тетерева, который гнездится на земле и сильно страдал от поедания яиц дикими кабанами.

Совы облюбовали брошенные дома уже давно, находя себе укрытие в печках и печных трубах. В одной из деревень мне удалось сфотографировать сову, вылетающую из одиноко стоящей трубы на пепелище дома. Днём она сидит в кирпичной трубе, вне досягаемости хищников, а ночью сама выходит на охоту.

Давняя мечта моя — cфотографировать в Чернобыльской зоне волка — частично реализована. За последние годы несколько раз встречался с ними совершенно случайно, сидя в укрытии в ожидании орлов, или идя по туманной пустынной дороге, или обедая у машины на дороге, когда волк выходил из-за поворота.

В последний раз он перебегал лесную дорогу прямо перед машиной, попав в запись видеорегистратора. Пытаясь проследить их маршруты и суточные графики движения, я ставил несколько фотоловушек — волки были сфотографированы ими днём и ночью, в разное время.

Когда же я занял позицию на чердаке одного из брошенных домов в надежде сделать фото волка на этом маршруте, меня ждало разочарование: полдня просидел напрасно.

Одна из фотокамер была настроена на периодическую фотосъёмку большой территории фермы с высокой вышки, и однажды пара волков, спокойно идущих днём, попала в кадр.

За тридцать лет, как люди покинули эти места, территория превратилась в реальный заповедник для диких птиц и зверей. Нельзя сказать, чтобы человек тут был для них в диковинку: работники заповедника ездят постоянно. Но звери чувствуют и прекрасно понимают, что здесь охоты не проводятся, и при виде человека ведут себя гораздо спокойнее.

Источник:
Автор:
Фотограф:
Василий Федосенко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость