25.06.2018 / 10:06

В середине июня в медиа появилась информация, что на Полесье насыпают свежую дорогу. Вроде бы рядовое событие, если бы не место стройки. Она проходит в Ольманах – ландшафтном заказнике, обладающим международным статусом.

Зелёный портал вместе с директором общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны»  Александром Винчевским выехали на место строительства, чтобы разобраться в происходящем.

 

Что это за место – Ольманы?

Ландшафтный заказник «Ольманские болота» – крупнейший  в Европе комплекс верховых, переходных и низинных болот (занимают 40% территории), который появился примерно 10 тыс. лет назад и сохранился практически в первозданном виде до наших дней. Размеры заказника составляют 94219 га.

Ольманы обладают статусом водно-болотных угодий международного значения (Рамсарская территория) и являются ключевым местом для расселения перелетных птиц. Территория заказника настолько большая, что занимает северную часть Украины, а по болоту проходит государственная граница.

Флора и фауна места включает в себя 687 видов растений и 192 вида животных, среди которых около 40 краснокнижных представителей: осока теневая, хохлатка промежуточная, болотная черепаха, медянка, большая выпь и т.д.

 

И там сейчас строят дорогу?

Да. Столинская ПМК (Межколхозная строительная организация) вот уже восемь месяцев, с конца осени 2017 года, строит там «Лесохозяйственную дорогу №3» от деревни Корма до реки Ствига.

Проект создавался на основе старого лесовозного пути, проходившего по островам, однако планы изменились, и насыпь ведут по уникальным ландшафтам заказника.

Дорожное полотно составляет 20 метров в ширину и три в высоту над поверхностью болота «по целине» – напрямую через ненарушенное переходное и верховое болото. Эти изменения в перспективе нанесут непоправимый вред гидрологии места и его биоразнообразию.

Экологи сходятся во мнении, что целесообразность строительства дороги, с помощью которой лесники собираются транспортировать лес, не может быть обоснована ни экономически, ни экологически.

 

Как стройка может проходить через охраняемой государством территории?

Очень просто. Александр Винчевский говорит, что сам заказник охраняется положением, в котором прописывается режим обращения с ним.

«Если охота разрешена – значит, разрешена, запрещена – значит, запрещена. Здесь положением заказника не запрещено строительство дорог, а, стало быть, оно разрешено. То есть его можно полностью исполосовать дорогами. Но когда писалось положение, никто не представлял, во что это может вылиться, что тут будут средства и желание строить».

Раньше на Ольманские болота были частью военного лесхоза, сейчас они принадлежит Полесскому лесхозу.

«Военный лесхоз не был заинтересован в эксплуатации ресурсов. А Полесскому лесхозу ставится задание – в болоте есть сухой лес, а на островах – хороший для рубки. И заготавливать его здесь не запрещено, можно вести лесохозяйственную деятельность. Чтобы его добыть и перевезти, понятно дело, нужны дороги. Сейчас появилась программа «Лесные дороги», хорошие средства выделяются бюджетом, и как видите, осваиваются они тоже хорошо».

Помимо лесозаготовительной деятельности, причиной строительства являются также сезонные пожары.

«Беларусская часть Ольманских болот не особо населена, людей здесь бывает мало, потому что нет дорог. И клюкву здесь население особо не заготавливает. В основном идут пожары с Украины, потому что массив болот трансграничный. Чтобы этого не случалось, капают ямы и каналы, дороги, чтобы была возможность ездить и тушить. Но зоологи категорически против этого, потому что пожары – это меньшее зло, чем вся эта искусственная инфраструктура. За миллионы лет существования болота, пожары здесь происходили постоянно. Если прокопать торф, то можно будет обнаружить его следы за разные периоды. С этими последствиями природа еще может совладать, но не с насыпанной дорогой и вырытыми каналами».

К тому же, через болото проходит государственная граница, которую постоянно порываются укреплять.

«Когда здесь строился военный полигон – беларусов выселили в Украину. И они считают это болото своим. И часто ходят сюда, чтобы собирать ягоды в течение сезона, причем нелегально. И из-за этого тоже ведется речь об установке забора и строительстве новой дороги».

 

Если Минприроды разрешило, значит можно не беспокоиться?

Не совсем так. Дорога уже проходит вглубь на два километра. И в готовом полотне не устанавливают трубы для того, чтобы гидрологический режим болота уравнивался. Это грозит изменению флоры и фауны.

«Ольманы самая важная точка в Европе для Большого подорлика – это глобально угрожаемый вид хищной птицы. Ближайшая популяция такого размера живет возле Урала. У нас порядка 22-25 пар. И эта птица очень чувствительна к беспокойству. Люди и дороги для него означают фактически смерть, - объясняет директор «АПБ». – Минприроды не видит проблемы, они узаконили стройку. ОВОС и госэкспертиза успешно прошла в 2016 году. Сейчас, видимо, нашли средства на проект, поэтому началась активная его реализация. Денег много, нужно их осваивать».

И в Минприроды говорят, что отменить строительство можно только на двух основаниях: если проект был изменен и изменения не проходили ОВОС, и если строительство идет не по проекту.

По мнению Александра Винчевского, если дорога будет достроена по нынешнему маршруту, то это серьезно увеличит нагрузку на окружающую среду.

«Угрозы новых пожаров, больше людей, больше заготовок леса, больше беспокойства для местной фауны».

Местные жители двумя руками за эту дорогу, потому что так проще за ягодами ходить, добираться на машине в соседнюю область и т.д.

«Ученые должны сказать свое слово, но они тоже могут ошибаться и это тоже необходимо признавать. Нам надо найти ученых, которые смогут опротестовать сделанное заключение. А ученые разные проекты пишут, никто не хочет, чтобы их опротестовывали. Одни открывают заказники, другие закрывают – и то, и то хлеб» .

Автор:
Фотограф:
Дмитрий Брушко, TUT.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость