— Как и когда вы пришли к вегетарианству?
— В конце 2010 года мой приятель предложил составить ему компанию в переходе на вегетарианство. Я восприняла это как вызов и мне стало интересно – смогу ли я, хватит ли мне сил и духа избавиться от старого типа питания. Тогда я не думала ни о каких дополнительных аспектах. Понимание пришло лишь спустя полгода. И если мой приятель уже через год ел жареную курицу, то для меня отсутствие мяса в моем рационе стало образом жизни.
— Какого варианта вегетарианской диеты вы придерживаетесь?
— Я лакто-вегетарианка стремящаяся перейти на сыроедение.
— Среди людей, отказавшихся от употребления мяса по этическим причинам одни говорят о личном нежелании участвовать в убийстве животных, но при этом отмечают, что в целом это ситуацию не изменит. Другие же говорят, что индивидуальный отказ спасает конкретные жизни и со временем изменит весь мир. Какая точка зрения ближе вам?
— Как я сказала, у меня вообще не было никаких причин для таких резких перемен. Просто в один момент я поняла, что мне это нужно, что мне это важно и что так я буду здоровее, моложе и энергичнее. Я осознала, что мой мир может изменится в лучшую сторону. Я не лицемер, я люблю животных и я не ем своих друзей. Со временем я перестала воспринимать серьезно людей, которые говорят, что любят котиков и собачек, но дома едят мясо.
— Как восприняли ваш переход к вегетарианству родные? Отговаривали и пугали последствиями для здоровья? И если такие проблемы были то, как вы их решали?
— В моей семье абсолютная демократия – делай то, что считаешь нужным. Главное объясни зачем тебе это нужно. У меня даже не было серьезного разговора на эту тему с матерью. Меня никто не отчитывал, не ругал и не отговаривал. Только спросили буду ли я есть суп, если из него достать мясо. Я живу отдельно от своей семьи, и спустя пару лет они даже начали разговоры о том, что им самим нужно есть меньше мяса. Я постоянно консультирую их, какие продукты лучше покупать вместо него.
— Влияние новой диеты на здоровье было для вас важным нюансом её принятия? Или этическая составляющая была важнее?
— Я понятия не имела, что со мной будет. Это как кот в мешке. Ты перестаёшь есть мясо и наблюдаешь за реакцией организма. Но сразу же после перехода я очень сильно похудела – на целых 25 кг. Для меня это было шоком.
— Насколько вы подготовили себя «теоретически» к отказу от мяса? То есть, вы изучали какие-то статьи, продумывали, как компенсировать недостаток аминокислот и витаминов, содержащихся в мясе, или всё происходило методом проб и ошибок?
— Я только читала статьи в интернете и смотрела картинки. Всё остальное было методом проб и ошибок. Спустя четыре года я, конечно же, могу дать кучу советов, как это сделать наименее безболезненно, что лучше есть и какой рацион должен быть. Но тогда я просто перестала есть мясо и всё! Пришлось ломать свои многолетние привычки в еде, учиться чувствовать вкус продуктов заново, а не приправ или усилителей вкуса.
— Как изменилось ваше самочувствие и объективные показатели здоровья? И были ли вообще какие-то изменения?
— Очень и очень сильно! Самое главное – я выгляжу моложе своих лет в паспорте. Я похудела, у меня прошёл хронический насморк, изжога и юношеский гастрит. У меня нет больше никаких проблем с желудком. Я просто забыла что такое, когда болит живот.
— На западе вегетарианство и веганство имеет поддержку в виде целой индустрии соответствующих продуктов, одежды и косметических средств. У нас ничего этого нет, и многие веганы жалуются на проблемы с заменой ряда бытовых вещей. С какими проблемами сталкивались и сталкиваетесь вы?
— Мы в этом, конечно, немного отстали. Но сейчас намного легче искать этичную косметику, химию для дома или одежду. Весь мир в какой-то момент понял, что нужно заботиться и о вегетарианцах. И вы не правы, что у нас этого совсем нет. В любом магазине вы найдёте соевые продукты, а в большинстве промышленных магазинов консультант поможет вам найти этичную косметику. Тут скорее важно, чтобы сам покупатель знал что он хочет. Не стоит забывать и о интернет-магазинах. Там вы точно найдете всё, что вам необходимо. Надо понимать, что отказ в пользу этичности не сделает вашу жизнь легче, но вряд ли добавит вам и много трудностей. Это проблема только для начинающих.
— Насколько инфраструктура общественного питания Гомеля соответствует потребностям людей, придерживающихся вегетарианской или веганской диеты? Реально ли найти в наших кафе и ресторанах блюда для людей с особенностями питания и насколько широк их ассортимент?
— Веганам сложнее, а сыроедам вообще стоит сидеть дома. Найти что-то в принципе реально, хоть и сложно. Наш общепит старается делать блюда без мяса, но вряд ли вы захотите всё время есть в одиночестве тот же греческий салат или пасту с грибами. Так что блюда есть, а вот разнообразия нет.
— Тот же вопрос специальной одежды часто упирается в отсутствие детального описания материалов, из которых произведена одежда или обувь, особенно на китайских товарах. Брендовая веганская одежда стоит довольно дорого, а купить её можно лишь в интернете. В гомельских магазинах таких марок почти нет. Является ли это большой проблемой, в частности для девушек, которые традиционно одеваются разнообразнее большинства мужчин?
— Мне кажется, что человек, который сделал выбор в пользу этичной одежды, должен быть готов к тому, что придётся долго поискать нужные вещи. Вариантов много, но если не знаешь из чего это сделано – не покупай. Хочешь что-то особенное – сшей или закажи под заказ. Спасибо социальным сетям! Благодаря им сейчас очень много групп и людей, которые занимаются изготовлением этичной одежды. Многие бренды стремятся поддержать всех своих потенциальных покупателей. Dr. Martens давно выпускает веганскую обувь, но их обувь и из кожи никогда не стоила дешёво.
— Вегетарианство становится всё более популярным, в том числе и в Беларуси. Привело ли это к возникновению хотя бы первых проектов в индустрии вегетарианской продукции?
— В наших магазинах в отделе с диетпитанием всегда можно купить соевую продукцию. Ещё видела, что наконец-то стали продавать сыр тофу.
— Какие проблемы, кроме уже упомянутых, существуют в соблюдении вегетарианской и веганской диеты?
— Самая большая – стереотипы, ведь все проблемы в головах людей. Казалось бы, столько уже информации на эту тему есть, но всё равно каждый раз подвергаешься критике и порицанию. Людям до сих пор не всё равно кто что ест.
— Отношение людей у нас часто особой толерантностью не отличается. Даже к тем, кто своим выбором никак не ущемляет остальных. Что способно изменить общественное мнение и разрушить стереотипы о вегетарианстве?
— Такое отношение сохранилось лишь на постсоветском пространстве. У нас до сих пор многие не понимают что это такое. Они думают, что это как марки собирать. Просто у народа ментальность другая. Мы замкнутые нации. Порой мне кажется, что мы всё ещё как партизаны живём в болоте. Не в обиду нашим гражданам будет сказано, но только здесь ты каждый раз должен оправдываться за то, что ты просто не ешь мясо. Толерантность не наш конёк, это да. Я надеюсь, время это изменит.
— В чём ещё заключаются основные заблуждения относительно вегетарианцев?
— Утверждение, что человек по своей природе хищник. Мужчине нужно есть мясо, иначе он не найдёт силы встать с кровати, а женщина должна есть мясо, иначе не родит. Где организму брать витамин В12. И вечные разговоры про недостаток белка. На самом деле, уже просто нет сил перечислять все эти заблуждения. Люди склонны отрицать то, что они не понимают. А чтобы понять нужно искать информацию, читать, узнавать и спрашивать.
— Чтобы вы сказали людям, которые хотят стать вегетарианцами или веганами по этическим причинам, но сомневаются из-за позиции врачей или родственников?
— Я бы посоветовала хотя бы начать. В конце концов, это их тело, из здоровье, и как бы окружающие не заботились о вашем здоровье, в такие моменты нужно быть эгоистом.