26.08.2015 / 12:08

В Минске прошёл семинар «Пути решения проблем изменения климата и применение экосистемного подхода на торфяниках». 25 августа эксперты собрались за круглым столом, чтобы обсудить судьбу беларусских болот, а заодно их влияние на глобальное изменение климата.

Ставшие привычными громкие слова о перемене погоды на планете на самом деле мало кого из обывателей заставят серьёзно задуматься о её будущем. Но от климата не спрячешься. И если таяние ледников или изменение температуры Гольфстрима — это где-то далеко и особо не беспокоит, то месяц без дождей и лёгкий дым в городе от лесных пожаров поневоле встревожат. 

«Самая высокая температура за всю историю наблюдений», «раньше такого не было», «реки совсем обмелели» — мелькали сводки новостей всё лето. Климат наглядно показал, что шутки с ним плохи, и что это не напасть «оттуда», а мы тоже приложили к его трансформации руку. Осушение болот под торфодобычу, мелиорация и расширение сельхозугодий… Ошибок наделано немало. Когда-то на территории Беларуси болота занимали 14% площади, сейчас — около 7%. Мы на протяжении десятилетий грубо вмешивались в экосистему и сейчас имеем то, что имеем: тысячи гектаров деградированных торфяников. Кроме целого ряда локальных негативных факторов в виде различного рода эрозий, осушенные болота активно выделяют СО2. Это и есть наша печальная лепта в глобальное изменение климата. 

Однако кое-что не поздно исправить. Торфяники можно повторно заболотить, вернуть болота к жизни, но с учётом того, что климат уже изменился. Для этих целей и существует международная программа «Clima East». Её задачей является сохранение и устойчивое управление торфяниками в Республике Беларусь для сокращения выбросов углерода и адаптации болотных экосистем к изменению климата. 

— «Clima East» включает в себя 7 стран и 8 проектов, — поясняет Сильвия Калныньш, координатор пилотных инициатив программы. — Общий бюджет составляет 11 миллионов евро. Конкретно беларусская часть проекта (на нее выделено около 1,4 миллиона евро — прим. Д. З.) посвящена торфяникам. Беларусь является лидером по повторному заболачиванию территорий. Страной накоплен немалый опыт. К вам приезжают коллеги из других государств, чтобы получить полезную информацию не только о повторном заболачивании, но и о том, как правильно использовать биомассу для народно-хозяйственных целей.

— В рамках программы мы также стремимся к обеспечению сохранения биоразнообразия, — продолжает Сильвия, — и где-то даже вступаем в конфликт с сельскохозяйственным сектором. Это тоже нужно учитывать. В целом, цель проекта — добиться устойчивости. Она предполагает заинтересованность местных сообществ, населения. Они должны видеть и ощущать пользу от таких мероприятий, хотеть, чтобы территории управлялись именно так, как предлагает наша программа.

Сейчас наработками по инновационному управлению торфяниками занимаются сотрудники проекта. Но рано или поздно проект закончится, и это станет обязанностью местного населения.

В ходе реализации инициатив «Clima East» в Беларуси выявились некоторые проблемы. Оказалось, что мало просто захотеть восстановить болото, пусть из самых благих побуждений. Всегда найдутся местные жители, которые имеют отличное мнение на этот счёт. Есть местные власти, в некоторых случаях и вовсе не желающие что-либо менять. Красноречивый пример — торф уже много лет используется как топливо, и этот процесс встроен в экономику региона. И жителям, и властям нужно предложить не просто альтернативу, а работающую систему, которая самостоятельно продолжит функционирование после прекращения внешнего финансирования.

О нюансах реализации беларусской части проекта «Clima East» сообщила Наталья Минченко, начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Специфика нашего региона — в вырубке древесно-кустарниковой растительности, которая произрастает на болоте, и её использовании в виде пеллет для того, чтобы обеспечить экономическую устойчивость территории. Поставить процесс на рельсы, чтобы без внешней помощи эта деятельность приносила выгоду. То есть, с одной стороны, решаются экономические проблемы, с другой — природоохранные. Создаются условия для обитания редких видов животных, предупреждения пожаров. 

Наталья отметила особое место Беларуси в процессе восстановления деградировавших болот:

— На всех международных форумах наш опыт демонстрируется как один из передовых. На последней конференции по биологическому разнообразию Республика Беларусь была приведена как одна из стран, где успешно реализуются мероприятия по заболачиванию территорий.

Менеджер проекта Владимир Колтунов добавил деталей об осуществлении проекта:

— Вся программа разрабатывалась для того, чтобы содействовать смягчению изменения климата. Основной приоритет в проекте отдаётся снижению выбросов парниковых газов. Какие методы будут предложены для этого — зависит от проекта. У нас таким методом является выкашивание болотной растительности и производство экономически обоснованных альтернативных видов топлива. Это не природоохранный проект в чистом виде. Это процесс, который должен запустить механизм хозяйствования на болотных территориях и который будет самостоятельно работать, когда мы закончим финансирование программы. Местные землепользователи должны продолжать выкашивать болотную растительность, и им это должно быть выгодно экономически. Сейчас у нас две такие территории — заказники «Званец» и «Споровский». Уже намечены мероприятия, мы закупаем серьёзную технику на 700 тыс. долларов и передаём её на баланс заказника «Споровский». Конкретно тут будет заготавливаться и перерабатываться биомасса, которая является излишней, на альтернативные виды топлива. 

— Насколько продуктивна сегодняшняя встреча?

— Встреча ещё не закончилась, — поясняет Владимир. Сегодня сотрудники проекта показывают гостям свои наработки на болоте Споровское. — Проект «Clima East» состоит из двух компонентов — политического и практического. Мы сейчас выполняем практическую, пилотную часть. Это работа на торфяниках. Но на этой встрече мы впервые решили свести политическую и практическую части вместе, чтобы помочь нам согласовать решения для органов управления с практикой реализации компонентов программы. В любом случае встреча экспертов, которые работают на болотах, всегда интересна и полезна, потому что выступают много практиков, которые работали на наших территориях. В том числе коллеги из Польши, Германии. Они предлагают свои решения. 

— Какой вы ожидаете результат по итогам семинара?

— Мы хотим на практике показать, что болото — это не только торф. И даже далеко не торф. Это — источник альтернативного топлива, которое получается при производстве пеллет, переработке древесины и кустарников на щепу. Всё вместе — ежегодно возобновляемая замена торфу как топливу. Это во-первых. А во-вторых, болото — уникальная и привлекательная территория для туристов. Там создаются наблюдательные вышки, экологические тропы. На естественном болоте можно наблюдать многие редкие виды птиц. А ещё там есть клюква! Я сам удивился тому, сколько её заготавливается, просто громадные объёмы! Ну и, само собой, болото — это и «лёгкие Европы», и запасы воды. Поддержание его в нормальном, здоровом состоянии выгодно со всех точек зрения. 

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко, pl.tour.brest.by, заказник «Споровский»
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость