26.09.2016 / 13:09

Некоторые чужеземные растения начинают вести себя на новой территории как хозяева и захватывают новые и новые территории, вытесняя с них беларусские виды. Таких примеров множество. В 90% случаев в этом виноват человек. Почему важно повышать культуру садоводства и как это делать эффективно: уговорами или кнутом и пряником?

Представители флоры из других стран проходят период адаптации, равный примерно 40 поколениям растения. Если оно однолетнее, на то, чтобы получить потенциальную проблему, уйдёт 40 лет. Для кустарников и деревьев сроки больше, рассказал газете «Рэспублiка» старший научный сотрудник Института экспериментальной ботаники имени Купревича НАН Аркадий Скуратович

Опасных чужаков на сегодня в Беларуси более 50. Все они в ближайшее время войдут в новое издание «Чёрной книги». Впрочем, если не поменять ситуацию, перечень будет ежегодно расти, подчёркивает эксперт. Условно список можно поделить на 3 группы

  • трансформеры (растения, которые влияют на природу коренным образом, меняя, скажем, луг на лес); 
  • виды, которые негативно воздействуют на окружающую среду; 
  • потенциально инвазионные (чужеродные) виды, которые, если бездействовать, по цепочке достигнут уровня трансформеров. 

Иноземцы проникают даже туда, куда не ступала нога человека: специалисты находили их на заповедных территориях Беловежья. Около половины инвазивных видов  — с дачных участков.

— Яркий тому пример — ирга колосистая, кстати, выходец из Америки. Этот кустарник в начале июня даёт очень вкусные ягоды, поэтому его растят. Он попал в Горецкую сельскохозяйственную академию в начале прошлого века и уже в 30-е годы стал встречаться в окрестных лесах. На современной карте у ирги много мест обитания. В частности, окрестности Минска. Есть регионы, например, Гродненщина, где растение заменяет традиционный подлесок наших лесов, вытесняя ту же крушину. Узнать её можно осенью по багровым листьям. Местами растение стало выходить и во второй ярус, вырастая до 8—10 метров в высоту, что раньше считалось невозможным. 

В чём главная проблема ирги? Растения растут достаточно плотно, значит, внизу мало света и травянистый покров растёт плохо. Листва растения не слишком по вкусу нашим жучкам, и в итоге лесная подстилка обедняется. Здесь можно не ждать грибов, ягод. Семена других деревьев тут тоже не растут. На родине ирга бывает нескольких видов, и у всех у них — разные ареалы обитания. Сложность нашего вида в том, что скорее всего мы имеем дело с гибридом, поэтому и растёт он выше, и плодов даёт вдвое больше, чем обычно.  

Борщевик — типичный трансформер

— Это наиболее яркий их представитель. Вырастая до 3—4 метров в высоту, он тоже закрывает свет другим растениям. Более того, когда это растение плодоносит, оно разбрасывает вокруг себя тысячи семян. Кто с ним может соревноваться? Поэтому одна из мер борьбы с борщевиком — его постоянное скашивание, чтобы он не успел дать плоды. И тогда через несколько лет эти растения ослабеют и исчезнут. Есть госпрограмма по борщевику, которая работает. Некоторые проблемные очаги уже уменьшили свою площадь или исчезли. Но такие работы можно провести не во всех местах, куда забрался борщевик. Если это лесная опушка или заросли в кустарниках, выманить его очень сложно. 

Борются с ним и ядохимикатами, но делать это на охраняемых территориях запрещено. А ведь растение, урожайность которого, кстати, больше, чем у кукурузы, когда-то привезли в страну как корм для крупного рогатого скота. И коровы его едят. Только вот молоко после такого обеда будет с горчинкой. Копытные в лесу тоже едят его неохотно. Кстати, знаете, почему большие проблемы с борщевиком именно у Беларуси и Ленинградской области в России? Здесь испытывали новые виды и сорта. В наш Центральный ботанический сад когда-то привезли 8 видов борщевика и скрещивали, выявляя самые мощные и здоровые. Поэтому Западная Европа, которая такую работу не проводила, с проблемой борщевика справилась без больших усилий. 

  Как объяснить дачнику, что золотарник — вредное растение?

— Который, кстати, тоже относится к трансформерам. Золотарники заняли уже десятки гектаров. Их корневая система выделяет вещества, препятствующие росту других растений. В нашем институте, кстати, планируют использовать это свойство для создания вещества, замедляющего рост сорняков. Но в общем и целом растение это вредное. И объяснить людям, а мы это очень часто пытаемся делать, зачем нужно уничтожать такую красоту, — задача не из простых. Многие аргументируют, мол, растение цветёт, когда многие другие уже отцвели. И его активно используют пчёлы. Ничего не имею против. Но рекомендую поступать так: как только оно начинает отцветать, срежьте и уничтожьте. Ну ведь розы после цветения вы срезаете! Только не выбрасывайте за забор дачного кооператива или в канаву у ближайшей деревни, ведь всё это потом ползёт в лес! Сожгите или глубоко закопайте. Это и есть культура садоводства и цветоводства, которую тоже нужно у нас повышать. Мало выбирать растение по степени привлекательности, важно не наносить вред окружающей среде. Да, сегодня это на твоём участке, а завтра с ветром, птицами распространяется на сотни километров.    Александр Скуратович говорит, что начинать повышать культуру среди дачников следует с уговоров и разъяснений. 

— Но в идеале — метод кнута и пряника. Он самый эффективный. Вспомните ситуацию с маком, коноплёй. Ведь в моём детстве та же конопля росла у моих родителей в саду под деревьями, поскольку растение отпугивает вредителей. Но когда её запретили выращивать и ввели штрафы, проблему моментом решили. Аналогичным путём пошла Голландия, откуда к нам пришёл тот же колорадский жук. Там вредителя уже лет 15—20 не видно. Голландцы поступили очень просто: объявили неделю, в которую все должны были обработать свой картофель. Продавали очень дешёвые ядохимикаты. Затем проехала комиссия, которая, обнаружив вредителя, давала тысячные штрафы. Аналогичная ситуация была с тюльпанами и таким их заболеванием, как пестролепестность. То есть человек, который занимается их выращиванием, сам заинтересован, чтобы растения были здоровыми. Проблему нужно решать всем миром.    Кстати, победить тот же золотарник, который чувствует себя вольготно на заброшенных сельхозземлях, подступая к деревням и дачам, не так уж и сложно. Он отступает перед сельхозтехникой и культурным посевом. В крайнем случае можно отдать эти территории под многолетние травы. Плотная дернина не даст возможности взойти семенам золотарника.    Большинство вредоносных видов родом с американского континента. Это не удивительно, отмечает эксперт, ведь мы примерно на одной широте. 

— Кстати, там тоже страдают, но уже от чужеродных им европейских видов растений. Поэтому у нас реализуется совместная беларусско-американская программа по минимизации последствий от таких видов. Например, у них очень популярны зелёные изгороди на участках. Так к ним попал жостер, или, проще говоря, крушина. Птицы понесли ягоды в лес. В итоге там целые рощи из крушины, которая вымахивает до 20 метров в высоту! Но там с ней не церемонятся. Срезают бульдозерами верхний слой почвы с деревьями, сжигают и высаживают свои исконные виды из специальных питомников, где выращивают дикорастущие растения. Конечно, это очень дорогостоящее мероприятие. Но убеждён: какие-то его элементы могли бы использовать и мы, если хотим сохранить нашу природу. 

Автор:
Фотограф:
Віталь Гіль
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость