Что самое удивительное – по бумагам компенсационные посадки были проведены. Об этом пиар-менеджеру и активному защитнику Осмоловки Андрею Езерину сообщили чиновники Центрального района. Зелёный портал разбирался, куда подевались деревья и почему будущий бульвар на Чичерина не стоит воспринимать так же негативно, как и многострадальную реконструкцию пешеходной зоны на Комсомольской и Революционной.
«Ты садишь куст - а утром его уже нет»
«Раньше там хоть пеньки были, а теперь вообще ничего не осталось, - недоумевает в телефонном разговоре Андрей Езерин. – У нас по всему кварталу растут липовые аллеи – давайте восстановим посадки. Правильно? Ну всё же просто и логично. Но ответ мне приходит совершенно бюрократический: «Мы не понимаем, о чем вы вообще говорите, мы всё сделали». Как будто чиновники не понимают смысла того, что случилось. Они даже не поняли смысл претензий, о которых я пишу».
И действительно, в ряду деревьев на Чичерина есть прореха: не хватает четырёх-пяти. В качестве доказательства собеседник выслал в редакцию фотографии, подтверждающие это.
«Недавно Институт экспериментальной ботаники прислал нам исследование всего зелёного массива Осмоловки. И эти липовые аллеи тоже являются их частью. В определённой степени это такие же зелёные лёгкие города, что и сквер Марата Казея или парк Горького. Это большой зелёный массив и нужно логически подходить к его сохранению. Люди давно высаживали здесь липовые деревья, поэтому они как минимум имеют определенную ценность для жителей всего квартала!»
Районные чиновники, впрочем, настаивают, что все компенсационные посадки в объёме 358 деревьев были осуществлены, причём в том же 2014 году. Андрея Езерина такой развитие событий не устраивает, он признался, что будет добиваться, чтобы липовую аллею на Чичерина восстановили:
«Я в следующем письме обязательно поинтересуюсь, где конкретно были высажены деревья в Центральном районе, живы ли они. Потому что я четвертый год сажу кусты и другую зелень в Осмоловке и дай бог, чтобы половина из этих саженцев выживала. У меня есть случаи, когда доблестные автомобилисты полностью под корень их вырубали. Ты садишь куст – а утром его уже нет. Любителей покосить кусты и молодые деревья в городе предостаточно. И я уже понял, если ты хочешь, чтобы у тебя были деревья, за ними нужно смотреть, иначе есть лишь очень небольшой шанс, что они выживут».
На этот раз в общении с муниципалитетом Андрей собирается действовать иначе: «Не буду писать письмо в администрацию района. Сперва заручусь поддержкой общественных организаций, и тогда буду аргументировать, почему деревья Осмоловке нужны».
Жители микрорайона недавно выступили с инициативой сделать здесь бульвар. Андрей Езерин считает, что сравнивать его с только что открывшейся пешеходной зоной в Верхнем городе некорректно:
«Почему-то все сейчас возвращаются к Комсомольской как к образу городского бульвара. Но есть ведь и другие удачные примеры, как на самом деле можно его организовывать. Например, бульвар Шевченко - место с лавочками, тропинками и старыми деревьями. Есть красивый бульвар на улице Ленина со стороны Макдональдса. Есть удачные варианты, а у нас сейчас какой-то испуг [после реконструкции и затопления пешеходной зоны на Комсомольской – авт.] И что, теперь бульвары в городе не делать? Принцип ведь правильный, просто нужно делать другие пешеходные зоны – это обычная практика для всех крупных городов. Там создают релаксационные зоны, чтобы людям было удобно. Просто не нужно повторять чужих ошибок».
«На Камсамольскай зараз лепш, чым было раней»
Но всё-таки, куда же подевались деревья, раз чиновники говорят, что они посажены? Координатор кампании «Зелёной сети» 21м² Денис Кобрусев считает, что компенсационные посадки действительно проводились, но, скорее всего, в другой части района.
«Я перакананы, што яны магчыма былі, але іх ніколі не абмяркоўваюць, не высвятляюць месцы, дзе дрэвы будуць дакладна высаджаны. І ў адказе, які прыйшоў спадару Езерыну, таксама не ўказана, што кампенсацыйныя пасадкі былі высаджаны менавіта на вуліцы Чычэрына. То бок, паколькі гэта Цэнтральны район, пасадкі маглі прыйсціся на тэрыторыю ўздоўж МКАД».
По словам городского активиста, такая практика в работе столичного «Зеленстроя» не является новой:
«На конт логікі такіх пасадак… Лепш на гэту тэму размаўляць з чыноўнікамі, якія прымаюць рашэнне, дзе канкрэтна павінна расці дрэва. Але я перкананы, што і на Чычэрына маглі быць высаджаны кампесацыйныя пасадкі, але ўсё роўна яны не былі б раўнацэннымі высечаным здаровым дрэвам. У Мінску ёсць сэнс высаджваць дрэвы ў адным месцы, суцэльнай паласой. Ёсць і такое разуменне – жаданне Аляксандра Рыгоравіча, каб уздоўж МКАД усё было засаджана дрэвамі. Таму мінулай вясной ці восенню ўсе адміністрацыі раёнаў саджалі каласальную колькасць зелені ўздоўж МКАД. Але потым дрэвы шмат дзе загінулі».
Денис Кобрусев говорит, что договориться с чиновниками можно, и тогда зелень появится в нужном месте:
«Безумоўна, усе магчыма. Тут шмат залежыць ад узроўню ўзаемаадносінаў грамадзянаў з тымі ці іншымі дзяржінстытуцыямі. Я мяркую, што ў сітуацыі з Чычэрына Андрэй Езерын гэта зробіць з нашай дапамогай. Звернецца ў канкрэтны “Зеленбуд” Цэнтральнага района, адміністрацыю раёна і на гэтым месцы з’явяцца дрэвы. Чыноўнікі не заўсёды гэта хочуць рабіць, але калі ёсць пэўная грамадская актыўнасць і ціск, то нейкія пытанні вырашаюцца. Прыклад з той жа самай Асмалоўкай – там ёсць праблема паркавання аўто на зялёнай зоне ўнутры квартала. Пасля некалькіх зваротаў у адміністрацыю і “Зеленбуд”, была зроблена паказальная эвакуацыя аўтамабіляў. І на веснавых суботніках адміністрацыя раёнаў прыняла ўдзел, прывезла больш за сто кустоў і дрэваў, абяцалі ўсталяваць слупкі, каб машыны больш не заязджалі. Гэта даказавае, што супраца жыхароў і мясцовай адміністрацыі магчыма. Выршаюцца шмат якія пытанні, у тым ліку, па новых дрэвах».
Что же касается будущего бульвара на Чичерина, то координатор «Города для горожан» считает проект вполне реальным, а пешеходную зону на Комсомольской улице удачным примером, на который сейчас свалилось очень много негативного пиара:
«Маё меркаванне: на Камсамольскай зараз лепш, чым было раней. Нягледзячы на гэтыя ланцужкі, слупкі і хаатычна растаўленыя лавачкі. Я нядаўна на ёй быў і бачыў, што яна карыстаецца папулярнасцю ў мінчукоў. І на Чычэрына можна зрабіць тое ж самае. Толькі лепш укласці меньш грошай, і яна будзе карыстацца поспехам. Проста на сёння ёсць негатыўны піяр Камсамольскай як прыклад таго, як зусім не варта рабіць. Але ёсць прыклады і іншых вуліц, якія не выклікаюць кепскіх асацыяцый. Напрыклад, пешаходка Верхняга гораду. Яго не залівае, няма слупкоў-ланцугоў, людзі могуць хадзіць пасярэдзіне вуліцы. Хоць яе рабіла тая самая “Мінская спадчына”, адказная за Камсамольскую».