27.10.2015 / 10:10

На первый взгляд, сжигание – это очевидное решение проблемы отходов. Бросил мусор в огонь – и он исчез, кажется, и проблема решена. Российский эксперт, эколог Алексей Киселёв рассказал, чем чревата для природы и людей такая практика, почему бессмысленно вырабатывать энергию на мусоросжигательном заводе и из-за чего опасно жить рядом с таким предприятием.

Проблемы из печки

По данным 2012 года, в России образовывалось пять миллиардов тонн отходов всех видов. Из них 90 процентов – отходы добычи, девять – промышленные отходы и один процент – бытовые отходы. Казалось бы, в общей массе доля отходов, которые образуются у населения, очень мала. Однако этот один процент, отмечает Алексей Киселёв, доставляет много проблем, потому что с бытовыми отходами, в отличие от отходов других видов, сталкивается каждый и проблема их утилизации вызывает вопросы и недовольство людей.

– В России уже 23 года все ищут волшебное средство, которое бы помогло решить проблему отходов. Очевидным способом решить её может показаться сжигание. Основное достоинство сжигания в том, что оно существенно сокращает объём отходов – уничтожает до 70–90 процентов объёма мусора. Все привыкли: бросил в печку на даче или в костёр в лесу что-то – оно вроде бы исчезло. На самом деле, это не так. Кроме «незаметного» химического вреда, это ещё и экономический, и технологический абсурд, – отмечает эксперт.

Сжигание – это источник новых токсичных отходов

Мусор в печах завода полностью не сгорает, после его сжигания также остаются отходы – от 10 до 30 процентов исходного объёма. Остаток, образовавшийся после сжигания несортированного мусора, имеет второй класс опасности и требует особого обращения. В России, к примеру, уже два года нет ни одного места, куда можно безопасно складировать токсичные отходы.

После сжигания мусора в воздух попадают сотни загрязняющих, потенциально опасных веществ: ртуть, мышьяк, свинец, хром, кобальт, марганец, никель. Минаматская конвенция о ртути и Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях и считают завод по сжиганию отходов источником выброса ртути. Канадская неправительственная организация, которая борется против строительства мусоросжигательных заводов, выяснила, что мусоросжигательные заводы токсичнее, чем даже ТЭЦ на угле.

Сжигание очень дорого

Капитальные затраты на сжигание отходов в 8–9 раз выше, чем на переработку раздельно собранных отходов. Высока и инвестиционная составляющая: тариф на сжигание в 5–12 раз выше, чем на сортировку. Решение проблемы отходов другими методами экономит деньги.

Мусоросжигательный завод – не источник возобновляемой энергии

Заявления о том, что установка по сжиганию представляет собой электростанцию на альтернативном топливе, – большой рекламный миф, заявляет Алексей Киселёв. Действительно, эти установки вырабатывают энергию, но это так называемая «серая» энергия. «Серая» энергия по большей части образуется за счет сжигания дополнительного высококалорийного топлива – природного газа или мазута. Топливо ускоряет горение влажного смешанного мусора, который сам по себе плохо горит. Это значит, газ или мазут и даёт основной источник выработки энергии.

Специалисты «Гринписа» подсчитали, сколько сэкономится энергии при переработке разных видов отходов, и сравнил эти показатели с количеством энергии, которая выработается, если эти отходы сожгут. Под экономией энергии понимается её предотвращённый расход, предотвращение выбросов, забора воды и прочее.

«Высококлассные» отходы

Выбросы мусоросжигательных заводов могут способствовать появлению онкологических заболеваний. Максимальный урон здоровью грозит жителям километровой санитарно-защитной зоны. По данным некоторых исследований, от трубы мусоросжигательного завода выброс с заметным эффектом может распространяться на расстояние до 24 километров.

Окружающую среду в России хотят оздоровить... сжиганием мусора

В прошлом году мусоросжигательный завод планировали построить в Санкт-Петербурге. Он был объявлен самым современным из всех существующих, при этом открыто были озвучены выбросы: 1,3 тонны отходов первого класса опасности в год. Суммарный выброс в атмосферу – 177 тысяч тонн в год.

– На этом заводе планировали извлекать около 24 процентов вторсырья, остальное бы шло в печь. То есть опасные отходы – батарейки, плееры, градусники, лаки, краски – тоже собирались сжигать. Отсюда и 1,3 тонны отходов первого класса опасности, – утверждает эксперт.

Горожане были против такого соседства, на общественные слушания 30 декабря 2014 года пришло более двух тысяч. Завод не построили.

Альтернатива сжиганию

Самая верная стратегия борьбы с отходами, которые постоянно образуются, – их раздельный сбор и переработка. Сейчас в Германии перерабатывают около 70 процентов вторсырья. В России около 10 процентов, в Беларуси – 14 процентов.

– Говорят, что в Европе постоянно строятся новые объекты по сжиганию отходов, но это не так. Германия, Швеция, Дания и Норвегия сейчас просто вынуждены завозить мусор на существующие мусоросжигательные заводы, потому что им надо соблюдать договорённости по загрузке этих предприятий. Когда говорят, что вопрос токсичной золы в Дании решён, это тоже лукавство. Потому что вся токсичная зола из Дании вывозится на захоронение в Норвегию, – говорит Алексей Киселёв.

В Беларуси в 2015 году образовалось 93 процента отходов производства и 7 процентов отходов потребления.

Как сельскую местность приучают по-новому обращаться с отходами

В Беларуси нет заводов по сжиганию отходов. Такой завод собирались строить в Минске в 2011 году. Сейчас в стране сжигание применяется только локально. Например, при утилизации медицинских отходов.

Источник:
Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость