28.07.2014 / 16:07

Об экологии и экономике беларусских болот от международных экспертов и представителей государственных органов Беларуси.

Космический пейзаж под легким серым покрывалом тумана открывается с опушки соснового леса.

Болото — как тело человека, такое же совершенное и самостоятельное. И как тело человека страдает от ран, так и болото — умирает, когда в нем проделывают дыры”, - рассказал Ханс Юстен, глава Международной рабочей группы по сохранению болот участникам Конгресса, который проходит 25-26 июля в Березинском заповеднике.

14,2% площади современной Беларуси занимают болота, что составляет 2 939 000 га (это немногим меньше территории современной Бельгии), из них 863 000 га (примерно два с половиной Минска) сохранились у нас в естественном состоянии.

Болота — это гарантия экологической безопасности Беларуси, - выступил на официальном открытии Конгресса заместитель министра Минприроды Беларуси Игорь Михайлович Качановский. - До вмешательства человека болота регулировали и сохраняли себя сами, а теперь тысячи учёных ломают голову над тем, как спасти их”.

70% беларусских болот было осушено и используется в сельскохозяйственных целях, а также для добычи торфа. Обработанные торфяники становятся плодородными почвами, на которых можно получать хорошие урожаи, а торфяные брикеты активно продаются в качестве топлива. Но экономическую выгоду в этом случае повсюду преследует мрачная тень: выработка болот — это угроза той самой экологической безопасности. Прибыль от хозяйственной деятельности радует государство несколько лет, а осушенные болота на столетия, а в случае полного разрушения — навсегда перестают выполнять функцию очистки воздуха, грунтовых вод, и становятся источником выбросов парниковых газов. Беларусь пропорционально своей территории занимает 3-е место в мире по выбросу углекислого газа с торфяников.

В то же время, Беларусь — один из лидеров в мире по восстановлению болот. Наша страна пользуется повышенным вниманием в этом вопросе со стороны Европейского союза, международных экспертов, природоохранных фондов. С 2006 г. в нашей стране реализуется проект международно-технической помощи, благодаря которому было восстановлено 20 болот площадью 51 000 га. Проект Европейской программы политики добрососедства “КлимаИст” обеспечивает финансирование мер по сохранению комплекса болот Званец в Брестской области.

На Конгрессе по сохранению болот представлена и будущая стратегия нашего государства по устойчивому использованию торфяников в Беларуси, разрабатываемая Минприроды совместно с Академией наук, которая может вступить в силу с 2015 г.

Основное положение этой стратегии — запретить разработку естественных болот для добычи торфа. В настоящее время в Беларуси уже запрещено осушение болот в сельскохозяйственных целях, но торфяные разработки ведутся активно, захватывая новые территории.

Мы сейчас пытаемся найти консенсус с Министерством энергетики и государственным объединением “Белтопгаз” в том, что добыча торфа будет проводиться только на нарушенных болотах, это значит на ранее осушенных, заброшенных, неэффективно используемых в сельском хозяйстве торфяниках — таких у нас достаточно много”, - прокомментировал Александр Козулин, кандидат биологических наук, сотрудник НАН Беларуси и один из авторов новой стратегии.

Стратегия включает схему, в которой будут обозначены площади, кадастровые номера и определено назначение каждого болота Беларуси: подлежит ли оно торфоразработке, использованию в нуждах сельского хозяйства, восстановлению или охране. Эти схемы разрабатываются по каждой области, будут переданы для согласования в облисполкомы, а затем — в правительство для утверждения. Как заявил Александр Козулин, общественность сможет ознакомиться с предварительным вариантом стратегии на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но по его словам, этот вопрос не требует вынесения на широкую аудиторию. В большинстве случаев и с Министерством энергетики и с объединением “Белтопгаз” Минприроды приходит к согласию.

Ценность болот для торфодобычи — в малоразложившемся верхнем слое, поэтому нетронутые природные территории представляют особый интерес для промышленности.

Для того, чтобы не нарушать природу, надо устранить первопричину: всем хочется добывать торф и использовать наши болота, потому что в Евросоюзе существует огромный рынок, который проглотит любое количество торфа в виде почвенных грунтов. С одной стороны, Евросоюз дает деньги из природоохранных фондов на заболачивание и сохранение болот, с другой — в этом же Евросоюзе активно развивается рынок почвенных грунтов, и единственные предприятия, которые имеют прибыль с продажи торфа — это те, кто продает его за границу”, - прокомментировал Александр Козулин.

Одним из вариантов развития может стать использование биомассы с повторно заболоченных земель. Технология позволяет восстановить осушенные болота с накоплением в них торфяного слоя, и использовать растительность, которая будет активно развиваться на восстановленном торфянике, в качестве биотоплива. Экспериментальный проект по использованию биомассы запущен по инициативе общественной организации “Ахова птушак Бацькаўшчыны” в Лиде.

Если достичь 50% содержания в торфяном брикете биомассы, то это будет считаться биотопливом, и его цена повысится в полтора раза, - рассказал Николай Бомбалов, академик НАН Беларуси. - Это очень выгодный проект, но пока это только эксперимент. Он будет идти еще год, затем мы получим результаты, проанализируем их и тогда будем думать о расширении”.

В качестве еще одного выхода из ситуации, когда экономическая выгода становится выше принципов сохранения природы, эксперты предлагают установить систему сертификации продукции, которая будет подтверждать, что торф добывается на территориях, не входящих в список особо охраняемых природных территорий, с соблюдением определенных технологических требований.

Получить экономическую выгоду и не нарушить экологию болот можно, но нужно думать об этом в перспективе, - прокомментировал Ханс Юстен, - можно хорошо зарабатывать на экотуризме — в Беларуси для этого огромный потенциал, на сборе ягод. И использование биомассы позволяет сократить выбросы СО2 с осушенных болот за счет накопления торфа, а топливо все равно производится. Нельзя думать, что продавать торф на европейском рынке — это долгосрочная прибыль. У Евросоюза серьёзные планы по переходу на возобновляемые источники энергии в ближайшее время, и не сегодня-завтра покупать торфяные брикеты, полученные с болот, представляющих особую важность для экологии, станет невыгодно, да и просто-напросто, стыдно. Спрос очень скоро упадет, пора думать об этом”.

В Конгрессе принимали участие представители 14 стран, учёные, биологи, эксперты по сохранению болот. Конгрессу предшествовала 10-дневная поездка по самым интересным болотам Беларуси.

Мы первый раз на беларусских болотах, и у меня не хватает слов, чтобы выразить восхищение. Я могу сказать, что это лучшие болота в Европе, - поделился впечатлениями Асбьорн Моен, который приехал на Конгресс вместе с женой. - Мы объездили болота всей Северной Европы, занимались научной деятельностью в Германии, в Бельгии — там все разрушено. Ваша страна обязана сохранить их, это ответственность перед всем миром. Как в Норвегии мы обязаны для будущего планеты сохранить уникальные океанские болота, так и вы здесь, в Беларуси, обязаны сохранить свои”.

Вероника Реут

Фото автора, bezbolot.net

Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость