Глухарь в Беларуси является одним из самых желанных охотничьих трофеев. Это вам любой охотник подтвердит. Весь фетиш — из-за его редкости, трудности добычи и исключительного по красоте аристократичного внешнего вида. Знатная крупная птица из семейства фазановых, древнейшая из всех ныне живущих, с черным, отливающим синевой оперением на гордо выпяченной груди, распущенным веером хвостом, мощным клювом и алыми бровями, гроздьями нависающими над глазами-бусинами... Действительно — взгляда не оторвать!
А какова походочка: важно, неторопливо прохаживается петух по весеннему токовищу, завлекая рябеньких самочек. И вдруг — хлопок, будто открывается бутылка марочного вина. Это глухарь начал свою серенаду в честь дам. “Тк! Тк!” — и чутко прислушался, какой эффект произвел. Ах нет?! Тогда призывное щелканье переходит в шипение, чем-то напоминающее заточку косы. Эта та самая часть глухариной песни, во время которой токующий самец ничего не слышит (за что и назвали глухарем). В такие моменты он особенно уязвим перед недругами, будь то хищник или человек...
С каждым годом глухарей в Беларуси становится все меньше. По самым оптимистичным оценкам, их едва наберется 7000—8000 особей. Причем это преимущественно среднерусский подвид. Второго же подвида глухаря, встречающегося у нас, — западноевропейского — не более 250 на всю страну. И практически нигде в Европе его не осталось. Ученые уже давно бьют в набат, требуя принять охранные меры. Иначе западноевропейскому глухарю грозит полное вымирание. Парадокс, но в новое издание Красной книги подвид не внесли. И еще более невероятный факт: несмотря на малочисленность, он остается охотничьим видом в Беларуси! Лицензии на отстрел продают по 500 евро за птицу и в основном иностранцам.
Справедливости ради надо отметить, что исчезновение вида связывают не только с охотой, но и с вырубкой пригодных для его обитания лесов. А глухари ведут оседлый образ жизни и привязаны к одним и тем же местам токования. Если птенцов сызмальства перевезти в другое, со схожими условиями угодье и выпустить, велика вероятность, что они там и останутся. На эту “патриотическую” особенность глухарей и делают ставку в заказнике “Налибокский”, где уже вовсю строится питомник по разведению редких птиц.
Уникальный природоохранный проект стал возможен благодаря программе “Содействие переходу Республики Беларусь к зеленой экономике”, финансируемой Европейским союзом и реализуемой ПРООН. С помощью этого проекта собираются не только возродить численность пришедшей в упадок популяции западноевропейского подвида глухаря, но и обкатать новую для нашей страны технологию коммерциализации биологических ресурсов.
— ЕС выделяет нам около 110 000 евро, еще 1,135 млрд рублей направлено из республиканского бюджета. За эти деньги мы должны построить здание питомника, огородить 12 вольеров, подвести воду и канализацию, подключить строение к электроснабжению, закупить инкубаторы, тепловизоры, оборудование для лова и наблюдения за птицами, а также создать класс по экологическому обучению, где будут проходить уроки для учеников школ Воложинского, Ивьевского, Столбцовского и Новогрудского районов. Там же можно проводить научные конференции, — рассказывает директор Республиканского ландшафтного заказника “Налибокский” Василий Гурков. — Наш питомник будет специализироваться на разведении глухарей западноевропейского подвида. Они встречаются сугубо в западной части Беларуси — до Воложина, Слонима и Лунинца. А далее на северо-восток распространен уже другой подвид — среднерусский. Численность западноевропейской разновидности птиц крайне мала. В Налибокской пуще их от силы 130—150 особей. Этого недостаточно, чтобы популяция устойчиво развивалась. Поэтому в первую очередь мы должны ее восстановить.
В 2016—2017 годах в питомнике будут отрабатывать технологию по искусственному разведению птиц. А она уникальна, нигде в Европе такой нет. Наши специалисты, изучив зарубежный опыт, прежде всего Польши, Литвы и Германии, решили комбинировать метод инкубации яиц с их насиживанием самками в неволе. Научный контроль за ходом работ будут осуществлять сотрудники Научно-практического центра по биоресурсам Национальной академии наук.
— Для начала поймаем в дикой природе маточное поголовье — двух петухов и пять куриц, — поясняет Василий Гурков. — По расчетам, они должны нести по 6—8 яиц, итого — 30—40 яиц в год. Одну часть поместим в инкубаторы, другую будут насиживать самки в маточном отделении. Затем птенцов, выведенных в инкубаторе, начнем подпускать к глухаркам. Позже всех переведем в летние адаптационные вольеры в лесу. Там под присмотром мамы птенцы будут обучаться жизни в естественных условиях. И только после этого мы сможем выпускать молодняк на волю.
Для всех искусственно выведенных глухарей характерна плохая приживаемость в дикой природе. Они к ней не приспособлены и часто гибнут от хищников. Но благодаря тому что некоторое время птенцы проведут в летних адаптационных вольерах, их шансы выжить возрастут, уверен Василий Владимирович.
По такой технологии в заказнике планируют получать стабильный прирост птиц, ежегодно вселяя в дикую природу до 45—50 глухарей и доведя их поголовье в Налибокской пуще к 2020 году до 400 особей. И только после того как будет достигнута эта планка, появится уверенность в сохранности популяции западноевропейского подвида, его можно будет реализовывать на сторону.
— До этого — никак, — уверяет директор. — А чтобы снизить стресс у птиц при адаптации в налибокском лесу, на всей территории заказника закрыли охоту на глухарей. Если бы мы разрешили в них стрелять, это было бы кощунством.
Помимо Беларуси западноевропейский глухарь некогда обитал на всей территории Западной Европы. Для нее это аборигенный вид. А потому потенциальными покупателями искусственно выращенных птиц могут быть Польша, Литва, Германия, Австрия. Полугодовалая живая особь стоит дороже, чем ее добыча, — от 1200 до 2500 евро. Исходя из этого, в заказнике через несколько лет рассчитывают стабильно зарабатывать на продаже глухарей по 35—40 тысяч евро в год. Обещают не забыть и о внутреннем рынке.
— Подросших птиц мы можем реализовывать в заказники и охотничьи хозяйства Гродненской и Брестской областей, где западноевропейского глухаря практически не осталось, — говорит Василий Гурков.
Полученный опыт будут распространять в других природоохранных учреждениях страны и рассказывать о нем на экологических уроках. А в будущем, если проект окажется успешным, приступят и к искусственному разведению тетеревов. Тоже важная птица.