29.09.2015 / 15:09

Как восстанавливать водно-болотные комплексы после пожара, составлять интернет-карты с объектами растительного мира и есть ли шанс у ельников спастись от массового усыхания — об этом и многом другом дискутировали учёные на международном семинаре «Растительность болот: современные проблемы классификации, картографирования, использования и охраны», который прошёл 24 сентября в Институте экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича в Минске.

Общественники как «действительно серьёзная сила»

Открывая встречу, директор института и сопредседатель первого заседания Александр Пугачевский признал весомым вклад общественности в изучении родной флоры, особенно на местах, а общественные движения он назвал «действительно серьёзной силой». С этим выводом согласился представитель ОО «Багна» Костантин Чикалов, акцентировав внимание на важности сотрудничества с учёными: «Вы носители той информации, которая зачастую помогает общественности добиваться каких-либо решений».

Как восстанавливается болото после пожара, и сколько гектаров сгорело на Ельне за 40 лет

Особенно подробно на семинаре рассмотрели опыт республиканского ландшафтного заказника «Ельня». Его упоминали в исследованиях картографы и не только:

«Именно там отрабатываются модели повторного заболачивания ранее осушенных и нарушенных болотных экосистем. И там же происходили и случаются сейчас драматические торфяные и поверхностные пожары. Это общая беда европейских болот. К сожалению, в нынешнем году болота Беларуси тоже серьёзно горели», — сказал Александр Пугачевский.

Так, в 2015 году из-за огня пострадали урожаи болотных ягод, а малое количество осадков особенно заметно было на русле Припяти, которое можно перейти пешком.

В своей докладе Дмитрий Груммо, коллега Александра из того же института, назвал следующие цифры: «Реконструкция истории пожаров с 1975 года  показала, что болото Ельня выгорело примерно на 14 000 га, или на 77% территории».

Самый масштабный пожар там случился в 2002 году.

Как быстро восстанавливается болото после возгорания? Учёные говорят, что торф растёт по 1 сантиметру в год. Но ведь там концентрируется не только торф. Наблюдая за Ельней на снимках из космоса, сделанных в 2003, 2006, 2010 и 2014 годах, Дмитрий Груммо отмечает: примерно с 2006 по 2010 год началось восстановление растительности, а гарь фрагментировалась на мелких участках.

Скорость восстановления растительности в разных местах может отличаться. В промежуточном периоде на болоте появляются нехарактерные виды. Становится больше подроста, меняется его структура: среди мелких деревцев и кустов начинает расти бородавчатая берёза и осина. Например, именно они преобладали на некоторых участках в 2006 году.

Позже подроста становится значительно меньше — на 25-30%. Это происходит из-за того, что лиственные породы «выпадают». В 2010-2015 годах стремительно росли мхи, причём изменялась их структура: сфагнумы, которые являются индикаторами нарушений, постепенно сменились другими, южнотаёжными их видами. На замену зелёным мхам пришли сфагнумы.

Сейчас, по мнению специалиста, болото вступило на четвёртый этап восстановления, который, если не будет других пожаров, должен завершиться до 2030 года. Способствовать процессу возрождения Ельни собираются в рамках проекта ПРООН и ГЭФ по обновлению гидрологического режима.

Болото Ельня после пожара

Развитию картографии мешает ведомственная местечковость

Так как состояние болот учёные определяют по картам, то логично, что вопросу развития картографии в стране было уделено особое внимание на конференции.

«Поскольку карты основаны на базе данных, их надо уже рассматривать не как плоское твёрдое изображение, а как динамичный интерактивный инструмент отображения данных», — высказал своё мнение Александр Пугачевский.

Карты существуют в специфических форматах, да и для обработки данных нужны весьма мощные компьютеры, а хотелось бы их видеть более доступными, вторили ему представители ОО «Багна».

По словам участников конференции, доступных карт не хватает госорганам, природоохранным учреждениям и даже просто школам, а наши нацпарки чуть ли не единственные на постсоветском пространстве не имеют своих карт растительности.

«Будет ли создана карта растительности такой, чтобы любой человек и госорган имели к ней прямой доступ?» — спросили из зала.

«Мне кажется, чтобы начать этот проект, мы должны победить всю свою ведомственную местечковость», — прокомментировал Дмитрий Грумо. Он считает необходимым делиться картами ещё и потому, что это может принести прибыль: например, частным компаниям они могут понадобиться для подготовки ОВОС.

Но нужны качественные карты. А наш продукт, по мнению Дмитрия, совсем не того качества, который можно продавать:

«Учитывая успехи соседних стран, можно сказать, что мы серьезно отстаём  от современного уровня», — подчеркнул он.

Кстати, космическую съемку google учёный назвал достаточно грубой моделью и порекомендовал пользоваться космической коммерческой съёмкой.

«Мы не знаем ранга глобального изменения климата»

Впрочем, усилия человека не всегда нужны — такое впечатление могло сложиться, послушав докладов других выступающих. Планета сейчас находится в межледниковом периоде, и далее будет холодать, а через 1000 лет может наступить ранний ледниковый период, говорит Ядвига Еловичева, географ-палинолог, доктор географических наук, представляющая БГУ. В своём выступлении она акцентировалась на этапах накопления торфяной залежи и фиторазнообразии Ельни.

«Мы можем прогнозировать крупные изменения климата с последующим похолоданием, — утверждает учёный. — Наш период — аналог межледниковья. Сейчас мы уже в таёжной зоне, особенно север. Она будет продвигаться дальше, потом придет зона лесотундры, когда будет расти максимум берёзы. С присутствием её низкорослых форм начнётся раннее ледниковье. Это будет примерно через 1000 лет».

В рамках концепции, представленной Ядвигой Еловичевой, период максимально благоприятных условий роста для ели закончился более чем полвека назад, поэтому её усыхание закономерно, период идёт на спад. Вредительство короеда — не причина, а следствие ослабления деревьев. Наилучшие условия сейчас настали для сосны, продолжается нарастание берёзы.

К пожарам на болотах Ядвига относится философски: они были и до появления человека, что не мешало торфу откладываться. Подобным образом она смотрит на глобальное изменение климата:

А как же парниковый эффект?

— Вы же знаете, как наступает зима, случается и бабье лето.

— Может ли быть так, что парниковый эффект не сыграет никакой роли в глобальных процессах?

— Может. Мы не знаем ранга этого потепления, — ответила учёный. По её словам, в аналогичном периоде другого межледниковья уже бывали температуры на полтора-два градуса выше нынешней: — Ритмика процесса зависит не от нас, а от положения Земли, оси её наклона, то есть причин планетарного масштаба.

* Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Почему в Беларуси погибает ель, и куда исчезли дубравы?

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, birdwatch.by, Виктор Малыщиц
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость