29.09.2015 / 17:09

Неожиданное заявление «Royal Dutch Shell» о том, что они полностью прекращают бурение в открытом море в Арктике, удивительно по нескольким причинам. Одной из них является необычная степень уверенности, которую компания выразила совсем недавно, в середине августа, в том, что она обнаружила 15 млрд баррелей нефти под скважиной, известной как Burger J, от которой она теперь отказывается, пишет Пол Барретт на сайте Bloomberg.com.

Ошибочная геология

Потратив $ 7 млрд в течение нескольких лет, чтобы исследовать единственную скважину летом этого года, в «Shell» заявили, что «нашли признаки нефти и газа... но этого недостаточно, чтобы гарантировать дальнейшую разведку». Это резко контрастирует с заявлениями сотрудников компании в июле и августе, которые базировались на сейсмическом 3D и 4D анализе образцов керна. Геологи были уверены, что бурильщики найдут большой запас нефти.

Ожидания геологов были главной причиной, почему «Shell» потратили все эти деньги на проект, который подразумевал гораздо более высокие, чем средние, операционные риски и международное осуждение из-за вреда экологии. Уход, должно быть, больно ударит по компании, которая гордится своей научной и технической базой. В «Shell» заявили, что для завершения операции в Арктике потребуется неопределённое количество финансов, что повлечёт за собой траты компании на $3 млрд.

Усиление страха из-за цен на нефть

В конце июля, когда Энн Пикард, топ-менеджер «Shell» в Арктике, объясняла экономику бурения в Чукотском море, она с готовностью признала, что, если цены на нефть останутся ниже $50 за баррель, «оффшорные приключения» будут напрасными. При цене $70, чукотская нефть будет «конкурентоспособной», сказала она Bloomberg Businessweek, а при $110 – разумный прогноз, согласно экономистам компании – она будет победителем. Менеджер говорила о перспективах цен через 15 лет.

Ну, в последние недели, «Shell», похоже, потеряла часть своей бравады о том, какими будут цены в 2030 году, утверждает источник, знакомый с мышлением компании. В противном случае, она не отказалась бы от всего на Чукотском море, где она по-прежнему удерживает 275 внешних континентальных арендованных блоков. Действительно, Марвин Одум, директор «Shell Upstream Americas», сказал в письменном заявлении, что компания «всё ещё видит значительный потенциал геологоразведочных работ в бассейне, и область, скорее всего, в конечном счёте, будет иметь стратегическое значение для Аляски и США».

«Shell» потеряла уверенность в том, что она может получить прибыль в любое время в обозримом будущем от нефти, которая там находится. Низкие цены на нефть также потребовали от компании сокращения расходов; закрытие в Арктике поможет «Shell» урезать расходы, особенно в следующем году. (Пикард, которая, как ожидается, должна уйти на пенсию, не могла дать интервью, по словам представителя компании.)

Нормативные ограничения

Администрация Обамы выслушала много критики от экологов по поводу своего решения, позволить «Shell» проводить бурение в Арктике. Бывший вице-президент Альберт Гор, например, назвал позицию Белого дома «сумасшедшей». В конце концов, большое количество частичных ограничений, которые администрация установила для «Shell», помогло подтолкнуть компанию к тому, чтобы она завершила бурение и направилась на юг. Сотрудники «Wildlife», обеспокоенные чувствительными к шуму моржами, например, наложили вето на первоначальный план компании бурить две скважины одновременно. «Это застало нас врасплох», – признала Пикард в июле.

«Shell» на самом деле могла переключиться на вторую скважину в этом месяце, но она решила вместо этого сократить свои потери. В своем заявлении сегодня, представители компании сказали: «Это решение отражает результат скважины Burger J, высокие расходы, связанные с проектом, и сложное, непредсказуемое федеральное регулирование за пределами берегов Аляски».

Экологическое давление... и страх перед Клинтон

В то время как зелёные группы не смогли остановить «Shell» в судах, они устраивали показательные кампании, от «каяктивистов», которые препятствовали суднам «Shell», когда они отправились в Чукотское море, до непрекращающегося лоббирования в Вашингтоне.

«Мы рады, что «Shell» наконец осознали реальность и то, что бурение в Арктике не имеет смысла», – сказал по электронной почте Энди Шарплесс, главный исполнительный директор некоммерческой организации «Oceana». «Это и экономически невыгодно, и неразумно с точки зрения экологии».

Возможно, более значительными, чем непосредственная активность экологов, являются опасения «Shell» из-за того, кто будет контролировать регулирование  в Арктике с января 2017 года. В августе Хиллари Клинтон провела свой первый крупный спор с президентом Обамой по вопросу окружающей среды, заявив, что она выступает против арктического бурения. 

«Учитывая то, что мы знаем, это не стоит риска», – заявила Клинтон в «Twitter». Несмотря на нынешнюю борьбу кандидата в попытке обойти основного конкурента сенатора Берни Сандерса, «Shell», возможно, опасаются, что президентство Клинтон лишит компанию её рискованной северной разведки.

Активисты регулярно проводят акции против освоения новых месторождений нефти. Так, 5 апреля активисты Гринпис закрепились на платформе «Shell», протестуя против добычи нефти на арктическом шельфе. В мае 2015 года двое активистов-экологов протестовали против бурения скважин компанией «Royal Dutch Shell» в Арктике. Они приковали себя к якорной цепи корабля «Arctic Challenger» в гавани американского города Биллингем в штате Вашингтон.

Отметим, Фонд дикой природы России начал сбор подписей против добычи нефти в Арктике. Активисты призывают заморозить на 10 лет разработку новых месторождений на арктическом шельфе. 

Источник:
Фотограф:
REUTERS
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость