29.09.2016 / 15:09

Данным материалом Зелёный портал открывает рубрику «Давайте разбираться!». В ней будут публиковаться журналистские расследования сложных ситуаций в экологической сфере. Если вам известно о таких — сообщайте!

В июле текущего года председателю Комитета государственного контроля Витебской области В.В. Зарянкину поступило заявление от активиста Товарищества «Зелёная сеть» с указанием на якобы вопиющие факты неэффективного использования бюджетных средств в Полоцке. С проблемой разбирался отдел расследований Зелёной сети.

 

«Высокому отпаду послужили…»

Заявление в КГК Витебской области написал полочанин Юрий Бельский, который сообщал о массовой посадке в городе зеленых насаждений и столь же массовом их усыхании (отпаде).

Ответ Юрий ждал 5 недель. Однако пришёл он не из Комитета государственного контроля, а из органа, деятельность которого Бельский и просил проверить, то есть из Полоцкого районного исполнительного комитета. Прочитав его, мы испытали шок

 

«Это не в нашей компетенции!»

Как следует из этого официального документа, «было высажено более 5750 (!) саженцев деревьев и кустарников». И, по сути, не оспаривается сообщение Юрия Бельского в том, что потери составили около 50%. Все как бы прозрачно и объяснимо. И даже с успокаивающими элементами. По нормам любой цивилизованной страны это — чрезвычайное происшествие и, как следствие, очень серьёзная проверка и разбирательство!

Поэтому сотрудник отдела расследований Зелёной сети прежде всего обратился в КГК Витебской области и поинтересовался, проводилась ли (или когда будет проводиться) проверка по заявлению Юрия Бельского. Выслушав нас, начальник отдела экспертно-правовой работы и обращений граждан Вера Тарасова пояснила:

— Если в заявлении гражданина было сообщение о нерациональном использовании бюджетных средств, то мы и направили его в районный исполнительный комитет, который и должен в первую очередь разобраться с этим вопросом. А Комитет госконтроля здесь совершенно не при чём. Если гражданин не согласен с полученным ответом, то есть порядок обжалования — ст. 20 «Обжалование ответов на обращения» Закона РБ Об обращениях граждан, то есть в вышестоящий орган, в данном случае в Витебский облисполком. Но не к нам.

— Значит, это было не в вашей компетенции проводить подобные проверки?

— Да, это не в нашей компетенции. Мы отправили заявление в орган, который распоряжается на своей территории бюджетными средствами, и они должны проверять, почему произошло то, что произошло. 

 

Приехали, увидели, сфотографировали, спросили…

Тогда мы незамедлительно выехали в Полоцк, чтобы лично убедиться, что всё, о чём писал Юрий Бельский, не дикое преувеличение.

Первое место осмотра — ул. Нижне-Покровская, массив около памятника в честь 23 гвардейцев. Одна из местных жительниц рассказала, что 7 мая здесь происходила торжественная посадка деревьев с участием ветеранов и школьников. По окончании мероприятия она насчитала 57 посадок. На сегодня в живых мы обнаружили лишь 17 штук.

В других местах, как, например, по пр. Зодчева Иоанна (и на пустыре вокруг самого памятника), где, как следует из ответа, было посажено 183 дерева, картина ещё печальнее.

То есть, как был пустырь, так в основном и остался.

Подобная картина и в районе ул. Шенягина, где, как утверждалось, было посажено 1194 дерева.

И это наблюдалось лишь в трёх местах, которые в ответе исполкома фигурируют как места массовой высадки деревьев. И это только часть от целого, то есть 1437 деревьев. А где же тогда оставшееся 4313 саженцев?! Какова их судьба? Возможно, они были «массово посажены» в иных районах города? Но в таком случае, как нам представляется, от такого количества посадок все пустыри и улицы города должны были бы просто утонуть в зелёных насаждениях или бросаться в глаза на каждом шагу. Однако наяву сегодня можно наблюдать лишь такие «существенные изменения» в пустынном ландшафте:

Помня, что в ответе из Полоцкого райисполкома сообщалось, что «часть древесно-кустарниковой растительности уничтожена в результате актов вандализма и хищения» и «информация передавалась в Полоцкий РОВД», мы решили, что желание ознакомиться с этими документами и цифрами сразу же вызовет понимание в соответствующих органах. 

Мы обратились в Полоцкий РОВД с просьбой сообщить, как много протоколов о хищении зелёных насаждений (или вандализме по отношению к ним) было составлено за последние 1,5 года. Однако такая постановка вопроса, как нам показалось, вызвала лишь удивление. Но после объяснения причины нам предложили прислать официальный запрос, «на который будет дан соответствующий ответ в положенный по закону срок».

 

Размышляя над увиденным…

и перечитывая строки из исполкомовского ответа о том, что «высокому отпаду растений послужили: аномальные погодные условия (высокая средняя температура воздуха); засаленность почв; близкое расположение к автомобильным дорогам», мы смогли убедиться лишь в реальности последнего пункта. И то почему-то на одной стороне пр. Зодчева Иоанна от деревьев в основном остались лишь колышки, то на противоположной — едва ли не образцовая картина: и колышек, и подвязка, и живое деревце. Словно дорога — граница  государств с двумя разными системами и климатом.

Во-вторых, относительно указания на «аномальные погодные условия (высокая средняя температура воздуха)».

Можно, конечно, получить и официальную справку из Гидрометцентра РБ (также по официальному запросу и по прошествие времени), но нам это лето запомнилось в меру дождливым и солнечным, но уж никак не аномальным. Тем более на севере нашей страны.

А что касается указания на плохое состояние почв, как ещё на одну из причин гибели деревьев, то даже школьнику известно, что посадка деревьев не может быть мероприятием без предварительной консультации со специалистом и по состоянию почв, и относительно того, какие деревья можно в неё сажать, когда и по какой технологии.

Сообщается, что и по факту гибели деревьев, как и по факту кражи или вандализма, были составлены соответствующие акты. Но по чьей вине и почему не был принят в расчёт анализ специалистов о состояния почвы в этом месте ранее, то есть до массовой высадки, непонятно.

И далее о том, что «в настоящее время нормативный документ, регламентирующий нормы отпада древесно-кустарниковой растительности, отсутствует». И значит, предусмотреть, проконтролировать и свести к минимуму процент отпада древестно-кустарниковой растительности невозможно?! Оказывается, и это не так. Нормы отпада древесно-кустарниковых и цветочных растений при производстве работ по созданию объектов растительного мира населённых пунктов утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30 мая 2007 года №99 и СТБ 2058-2010 «Благоустройство территорий. Озеленение». И количество неприжившихся деревьев, саженцев, кустов и многолетних цветов не должно превышать максимум 10,2%!

 

Средства, цели и проект

И, наконец, о «приятном» и ободряющем, то есть о том, что бюджетные средства не привлекались. Может ли это быть утешением?

Как нам стало известно, основным источником средств для проекта «Улучшение качества воздуха в Полоцком районе: озеленение трёх зон города и создание питомника зелёных насаждений» были деньги, полученные в рамках МЭПД при поддержке Регионального экологического центра по Центральной и Восточной Европе (REC), который финансировался Шведским агентством международного сотрудничества в области развития (SIDA). Бюджет проекта составил 1 млн евро для 10 районов Беларуси, одним из которых и стал Полоцк.

Из открытого источника в интернете можно узнать, каким был план по освоению выделенной части гранта для Полоцкого района. Мы позвонили по указанному телефону координатору проекта по озеленению Анастасии Адамович. И, едва обозначив цель своего обращения, услышали тяжёлый вздох, а затем начался объяснительный разговор о таком поняти, как «отпад». Но, узнав, что мы знаем об этом (и даже о норме отпада), Анастасия пояснила:

— Да, здесь дело не только в отпаде, то есть естественной убыли, но и в том, что у нас была неестественная убыль, когда саженцы просто разворовывались. Да, потому что это не были простые деревья, а с учётом максимальной пользы для улучшения состояния воздуха в Полоцке. Это были туи, маньчжурский орех, каштаны…

И потом, есть понятие проекта, и есть службы, которые затем занимались этим. И я не могу контролировать буквально всё, то есть все эти нормы естественной или неестественной убыли. Кроме того, было и немало таких растений, которые приходилось выкапывать и отвозить на специальные участки службы «Зеленхоза», где их сейчас выхаживают в специальных инкубаторах. И поверьте, выбить такое финансирование и реализовать проект это очень и очень сложно. И при этом, послушайте, нужно отсеять очень много других конкурентов и оставить их позади за собой. Понимаете?

Осуществление данного проекта началось ещё в 2014 году. И с моей стороны оно закончилось в прошлом году, то есть мои полномочия закончились тогда, когда мы фактически выполнили проект и написали по нему отчёт, в сентябре 2015 года. А посадки по этому проекту начались в 2015 году и продолжились в 2016-м, а то, что не высаживали в городе, оставалось для развода на территории питомника. И не стоит думать, что количество 5750 штук достаточно для того, чтобы город утонул в зелени. У нас есть участок между детской музыкальной школой, центральной поликлиникой и ЖКХ. Да, недалеко от райисполкома. Так вот на этом относительно небольшом участке растёт 3500 зелёных насаждений.

И, к сожалению, очень много было актов вандализма. И это было гораздо страшнее и печальнее воровства. Потому что даже воровством люди способствовали осуществлению нашего проекта, цель которого, как вы знаете, была в улучшении качества воздуха в Полоцком районе.

 

Давайте разбираться!

Итак, мы видим, что некие очень неравнодушные люди задались целью и написали программу об улучшении качества воздуха в Полоцком районе. Показали эту программу заинтересованной международной организации и получили необходимые деньги для её реализации. Пришло время, и другие заинтересованные люди приступили к выполнению ранее намеченного плана вместе с городскими властями. Закупили огромную партию саженцев и произвели посадку. Деньги были освоены, но результат — печален, или, как говорится в таких случаях, «гора родила мышь». Не город утонул в зелени, а зелень утонула в городе. И теперь мы имеем два классических вопроса «кто виноват?» и «что делать?», чтобы избежать повторения подобного результата впредь.

Но прежде чем высказать свою точку зрения, нам хотелось бы узнать, что думают обо всём этом наши читатели и все, кто неравнодушен к данной теме в часности и к проблеме эффективного озеленения наших городов в целом. 

С этой целью мы открываем новую рубрику и приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению не только этой, но и иных горящих тем. Все ваши письменные и устные замечания будут приняты и изучены. Наиболее интересные комментарии и конструктивные преложения мы опубликуем в итоговой (по обсуждаемой теме) статье. 

Пишите в отдел расследований Зелёной сети на электроный адрес: greenbelarus@gmail.com или звоните по телефонам: +375 (017) 232-09-26; +375 29 509 27 70 (МТС); +375 44 702 54 97 (Velcom).

 

Автор:
Фотограф:
Игорь Москаленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость