29.11.2014 / 19:11

Что такое "фабрики мысли", кто их создает и как они работают рассказала на публичной лекции в Минске Лотта Хендсторм, которая является одним из основателей шведского Think tank "COGITO", формирующего "зелёную" повестку для северной и, в значительной части, центральной Европы.

"Фабрики мысли" могут быть основаны тремя секторами – государством, неправительственными организациями и бизнесом. Но, в любой случае отводимая им роль – пропаганда идей, популяризация знаний, формирование точек зрения.

В этом их отличие от научных институций, которые придерживаются объективного, независимого подхода. Соответственно, и методы работы и результаты "фабрик мысли" и научных учреждений различаются. При этом, нельзя сказать, что "фабрики" – ненаучны. В них могу входить компетентные эксперты, эти организации могут иметь академическую часть. Результатом деятельности которых будут аналитические работы, отчёты, разработка и продвижение здравых идей, в виде небольших пособий, научно-познавательных брошюр, просвещающие людей и формирующих точку зрения.

Таким образом, формирование точек зрения – одна из основных функций "фабрик мысли".

Например, объём 5-го доклада МГЭИК (Межгосударственной комиссии по изменению климата) превышает тысячу страниц. Это компетентный документ, за которым стоит труд сотни учёных, а выводы, представленные в нём авторитетны, детализированы, сложны для восприятия неспециалистом.

Этот многостраничный труд не подходит ни для политиков, принимающих решения, ни для простых граждан, пытающихся вылавировать в огромном потоке различного рода информации, касающихся темы изменения климата и сформировать свою собственную точку зрения.

Поэтому как для лиц, принимающих решения, экспертов, подсказывающих им эти решения, партий, формирующих свои программы, так и для обывателей выпускаются различные упрощённые документы. В случае с докладом МГЭИК это, например, брошюра объёмом примерно в 50 страниц, где кратко и, главное, доступно перечислены основные выводы, касаемые различных аспектов изменения климата для разных регионов и всей планеты в целом.

Вообще, в наше время всеобщего усложнения, обычному человеку даже с высшим образованием, который пытается понять и сформировать свою точку зрения, приходится очень нелегко. В отличие от XIX века, где все опыты учёных мог повторить в домашних условиях любой желающий, сейчас практически ни у кого нет возможности (по крайней мере, достаточного времени и квалификации) чтобы проверить проведённые эксперименты, расчёты, выводы.

Поэтому, обывателям, как и политикам, остаётся только одно - полагаться на чьё-то мнение и надеяться на то, что оно компетентно и безошибочно. Основной здесь вопрос – выбор надёжного эксперта. Люди, дискутирующие по различным темам, и отстаивающие, как им кажется, свои, независимые точки зрения, вынуждены оперировать аргументами чужих людей. Как правило, мало кто задаёт себе вопрос, а насколько правдив и точен источник информации.

"Фабрики мысли" берут на себя функцию такого "экспертного партнёра".

В чём может быть отличие политических партии от фабрик мысли?

Во-первых, "фабрики мысли" не играют на классическом политическом пространстве. Но выполняют работу по лоббированию интересов.

Во-вторых, у партий должна быть сформирована программа (как для своих собственных действий, так и для демонстрации избирателям), касающаяся всех аспектов жизни (экологии, экономики, медицины, образования и т.д.). "Фабрики мысли", напротив, как правило, предметны. Чтобы сформировать программу, политическая партия должна опираться на множество "фабрик", может даже заказать отдельное исследование.

"Фабрики мысли" могут обладать своим собственным органом медиа, в отличие от политических партий. Поэтому, "фабрики" скорее являются мосты между научными кругами и людьми, принимающими практические решения.

Следующая функция "фабрик мысли" – это формирование пространства для дискурса различных участников, активных в какой-то области (экспертов, организаций и т.д.). Они организуют семинары, публичные дебаты, мероприятия, доступные и интересные, в том числе и неэкспертам – обычным гражданам.

По словам Лотты, “лес был бы очень тихим местом, если бы в нём пела лишь одна птица”. Демократия, свобода слова – это основы-основ "фабрик мысли". Без отсутствия демократии в обсуждениях, возможности дискурса, "фабрики", вполне вероятно, превратились бы не в источники информации, а в “площадки для зомбирования”.

Какие ценности и идеи разрабатываются в шведских экологических "фабриках мысли"?

  • Критический анализ существующей экономический и политической парадигм, структур власти.

  • Попытка выделить новый образ политического мышления, вне классической триады либерализм-консерватизм-социализм.

  • Поиск ответа на вопрос, как экологическое движение может быть представлено в политической сфере.

  • Попытка решать не только конкретные локальные проблемы (например, мусор), но найти глобальные корни этих проблем.

  • Открытость к новым идеям и точкам зрения.

Нельзя сказать, что НГО в нашем классическом понимании и "фабрики мысли" - это разные типы организаций. Как уже говорилось, "фабрика" может быть организована как НГО. Но негосударственные организации часто не решают тех задач, которые ставят перед собой "фабрики мысли".

Формы финансирования европейских "фабрик мысли" различны – это и поддержка правительством страны, и Евросоюзом (в частности, европарламентом), и политической партией. Причём сама "фабрика" может быть независимой от партии и ей не подчиняться. Например, "COGITO" много критикует Шведскую партию зелёных. Самофинансирование также возможно – проведение оплачиваемого аналитического исследования, продажа печатной продукции, бывает, что спикеры могут оплачивать своё выступление на семинаре, организованном "фабрикой мысли".

По мнению Лотты, "фабрики" могут быть бедны деньгами, но богаты идеями.

Также "фабрики мысли" включают в себя и систему членства. Именно поэтому они вариативны по размерам. Например, шведский Nanturskuddsforeningen насчитывает более чем 203 000 человек. В этом случае, влиятельность такого заведения становится очень серьёзной в том числе и на политические элиты. Поэтому, идея развивать беларусскими экологическими организациями форматы членства, привлекать волонтёров, сторонников выглядит весьма здравой.

Если отойти чуть в сторону от "фабрик мысли", то Лотта очень высоко оценивает роль НГО в современном, по крайней мере, шведском обществе. НГО стоят не где-нибудь, а в центре общественной жизни.

Think tank "COGITO", действующий в Швеции с 2004 года, видит свою миссию в распространении нового "зелёного" типа мышления и образа жизни, базирующегося на принципах экологической мудрости и человеческой солидарности. Его работа направлена на поиск жизнеспособных альтернатив современным схемам организации общества, базирующимся на сверхпотреблении, на разработку конкретных решений, которые позволилили бы обеспечить устойчивость в долгосрочной перспективе по всему миру.

Автор:
Фотограф:
fonday.ru
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость