29.11.2016 / 16:11

Когда 3 из 9 районов Минска получат артезианскую воду вместо хлорированной — неизвестно никому. Не знает этого и УП «Минскводоканал», которое выступает заказчиком таких работ. Но обещает пролить свет на вопрос в конце мая 2017 года, когда подготовит предпроектную документацию. Сама же система водоснабжения в городе изменится не раньше 2030 года, и то эти сроки на «Минскводоканале» называют слишком сжатыми. Зелёный портал попытался выяснить, когда же минчане смогут пить хорошую воду.

От хлорки никто не умирал, но гастрит получить можно

Аккуратные стаканчики с надписью «Вода из Сухарево» отпугнут своим вкусом любого желающего попить. Таким образом организаторы круглого стола «Чыстая вадаправодная вада для менчукоў: рэальнасць ці міф?» актуализировали вопрос. Мероприятие прошло по инициативе партии БХД и депутата Палаты представителей Анны Конопацкой.

На деле проблема с водой значит, что жители Фрунзенского, Московского и Октябрьского районов Минска покупают бутилированную воду, потому из-под крана она течёт со стойким запахом хлорки. Причина тому — очистка воды, которая попадает в квартиры из поверхностных источников, то есть Вилейско-Минской водной системы.

Отсюда, из Вилейского водохранилища, вода попадает в Вилейско-Минский канал
Отсюда, из Вилейского водохранилища, вода попадает в Вилейско-Минский канал

«Мы должны понимать, что вода фактически взята из водоёма, — объясняет Антон Голоскок, начальник производства «Минскводопровод», который входит в УП «Минскводоканал». — И она обязательно должна пройти санитарную обработку и дезинфекцию, чтобы соответствовать нормам и не спровоцировать бактериологическое загрязнение».

Начальник производства уверен: характеристики воды не превышают норм, установленных СанПиНом, а значит, пить её безопасно. Правда, вкус при этом страдает.

«Да, есть современные виды обеззараживания, но и от хлора пока никто не умер», — комментирует Антон Голоскок.

Мужчина не знает нюансов, которые знают гигиенисты. Никто из них не пришёл на круглый стол, но на одной из пресс-конференций представитель РПНЦ гигиены и эпидемиологии указала, что такая вода может спровоцировать гастрит. Может быть, этого добиваются граждане, которые приносят банки с хлорированной водой прямо в кабинет Антона Голоскока?

 

В 2030 году — значит, никогда

Тем временем жители Кунцевщины устали ждать. В 2010 году они поинтересовались, когда же район переведут на воду из подземных источников, собрали около 500 подписей под требованием провести обсуждение.

«Нагадаю, што ў Фрунзенскім, Кастрычніцкім і Маскоўскім раёнах жывуць 45% жыхароў Менску», — акцентирует руководитель кампании «За чистую воду» Денис Садовский.

На собрании жителям рассказали о программе «Чистая вода» на 2010-2015 годы, согласно которой перемены должны были произойти в 2015-2016 годах. В 2013-м на письменный запрос жители получили ответ, что планы изменились, и на полный объём работ не хватает денег.

«У 2016 годзе мы пачулі, што праграма на 2010-2015 гады была памылковай і зараз распрацоўваецца новая, на 2016-2020 гады. Згодна з ёй, у 2018, 2020 ці 2030 годзе нам абяцаюць чыстую ваду. Гэта адказ — ніколі», — считает Денис.

 

Что изменилось в Минске за прошлые 5 лет?

«Нельзя говорить, что в рамках программы ничего не было сделано: в Московском районе порядка 30% населения уже получают воду из подземных источников», — протестует представитель «Минскводоканала».

Возможность появилась благодаря сооружению трёх водозаборов производительностью 20 000, 25 500 и 41 000 кубометров воды в сутки. Правда, запасы не вечны, поэтому вкусная вода может быть не навсегда.

 

Чем будут заниматься ещё 15 лет?

Но этих водозаборов мало. Окончательный перевод города на подземные источники запланировали в рамках новой подпрограммы «Чистая вода». Она, в свою очередь, входит в госпрограмму Министерства жилищно-коммунального хозяйства «Комфортное жильё».

«Минскводоканал» назначен заказчиком по проекту «Перевод Минска на подземные источники водоснабжения». Тендер прошёл весной 2016 года, и сейчас УП «Минскинжпроект» разрабатывает предпроектную документацию.

«Но мы должны понимать, что Минск — огромный город, и технологические решения должны быть обоснованными. Сейчас мы этим и занимаемся», — говорит Антон Голоскок из «Минскводоканала».

Есть несколько способов обеспечить Минск водой из подземных источников, но каких именно — до конца не определились даже внутри организации. Варианты будут известны и просчитаны к концу мая 2017 года. Сроки и конкретные источники финансирования пока не определены, но известно, что часть расходов покроет кредит МВФ.

 

Сжатые сроки

Закончить проект собираются к 2030 году, и это, по словам специалистов, очень быстро:

«Когда выбирали субподрядчика, все признавали, что сроки крайне сжатые и в такие сроки работы, как правило, не выполняют», — добавил Антон Голоскок.

 

Нормы нормам рознь

Получается, лишь дети минчан смогут пить воду без фильтров. Если, конечно, нормы останутся прежними:

«Давайце паглядзім, якія нормы ў свеце. У Іспаніі, Паўднёвай Карэі і Англіі ваду таксама ачышчаюць з дапамогай хлору. Але ў мяне падазрэнне, што беларускія нормы падвялі пад тую якасць, якую вы можаце даць, — говорит Денис Садовский. — У нас норма для пітной вады — 350 тысяч мкг/л хларыдаў і 200 мкг/л хлараформу. А ў ЗША, а таксама Міжнароднай арганізацыяй аховы здароўя хлараформ не дапускаецца, а хларыду не мусіць быць больш за 250. Значыць, нашыя нормы не адпавядаюць міжнародным стандартам».

 

Нужно инициировать изменения в СанПиН

Кроме того, организаторы круглого стола предлагают учитывать мнение жителей: воду пить невозможно.

«СанПиН можно сравнивать с нормами других стран, но сегодня действует именно он, — отвечает один из немногих присутствующих представителей госорганов Антон Голоскок. — Если он будет изменён — мы будем работать исходя из этих изменений».

«Один из итогов круглого стола мы уже знаем: инициировать изменения в СанПиН. А “Водоканал” готов к таким изменениям?» — задала вопрос Анна Конопацкая, депутат Палаты представителей.

«Водоканал» готов ко всему, — ответил представитель организации. — Мы работаетам в рамках действующего законодательства».

У участников круглого стола появилась гипотеза о том, что нормы основаны на реальных возможностях водоснабжающего предприятия, а их изменение может остановиться из-за нехватки денег на другую систему очистки. Другая гипотеза — что виной всему лобби производителей воды. Впрочем, пока эти догадки остались лишь догадками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Где в Минске можно сделать анализ качества питьевой воды?

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость