REALTY.TUT.BY поговорил с руководителем общественной кампании «Генплан — для минчан!» Денисом Кобрусевым и выяснил, какие именно шаги надо сделать горожанам, которые хотят отстоять свой район, дом или сквер.
Активист объясняет, что все общественные обсуждения регламентируются Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и «Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», которые определяют порядок проведения обсуждений и участие в нем граждан.
- Изучаем законодательство: свои права и обязанности, права и обязанности чиновников, как развивается их город, микрорайон!
Для этого есть Генплан Минска, который находится в общем доступе. Не ждите, пока на ваш микрорайон разработают детальный план и вынесут его на общественное обсуждение. Заранее знаешь — значит, вооружен. Почти на все районы Минска есть детальные планы. Их можно запросить в администрации района или в Мингорисполкоме. Чиновники не всегда хотят их показывать, но настойчивые инициативные группы обычно добиваются своего. Тем более что детальные планы часто проходят корректировки, и чтобы быть в курсе, достаточно заходить на сайт районной администрации раз в неделю и в разделе «общественные обсуждения» отслеживать новую информацию.
Как эффективно участвовать в общественном обсуждении
Шаг первый: распространение информации.
Если вы узнали о проекте, который затрагивает ваш район, оповестите об этом соседей и жителей района и создайте инициативную группу. Активисты рекомендуют следующий сценарий: ищите своих единомышленников через объявления на подъездах или домах. Среди неравнодушных и активных соседей часто есть и компетентные специалисты: юристы, экологи и иногда даже чиновники, не согласные с планами Мингорисполкома.
Шаг второй: непосредственное участие во всех этапах общественного обсуждения.
Общественное обсуждение разбивается на 4 фазы: сначала районная администрация информирует о начале обсуждения через свой сайт и городские газеты, потом выставляет экспозицию для ознакомления, проводит презентацию, а затем рассматривает все замечания и предложения и оформляет результаты общественного обсуждения протоколом.
Инициативные группы обязательно должны внимательно изучить план детального планирования: технико-экономические показатели, регламенты застройки и др. Привлекайте специалистов из общественных объединений, городских инициатив, которые смогли бы проанализировать проект и сказать, есть ли нарушения нормативной базы и несоответствия с регламентами и положениями генплана.
На основании этих нарушений можно указывать, что проект не соответствует нормам. Конечно, просто написать «мы не хотим, чтобы нас сносили» можно, но это просто эмоции и ни к чему они не приведут. Лучше действовать конструктивно и четко.
Эмоциональные замечания и предложения комиссия по общественному обсуждению чаще всего использует против тех, кто их направил.
Шаг третий: общественный резонанс.
Резонанс и во время общественного обсуждения, и после него необходим, чтобы привлечь как можно больше внимания к проблеме. Резонанс вызывает и сбор подписей, создание петиций, распространение информации в СМИ.
— Конечно, к петициям многие относятся скептически: мол, толку от них никакого. Но могу сказать по опыту той же Осмоловки, Котовки или стройки возле Куропат, что они не только не помешали, но и помогли привлечь больше внимания общественности и чиновников к проблеме. Людям в кабинетах зачастую не нужны скандалы или пристальное внимание. Во многих случаях они сделают всё, чтобы снизить градус скандала.
Используйте для связи и обращений не только Мингорисполком и местную власть, но и другие профильные ведомства. Если есть нарушения в проведении общественного обсуждения, пишите в прокуратуру; если речь идёт о нарушении норм экологии или вырубаются скверы — в Министерство природы, как это было в случае с Осмоловкой; если о вопросе придания статуса историко-культурной ценности — в Минкульт.
— Часто бывает, что Генпрокуратура не видит нарушения, а минская — видит. Так что даже в одном ведомстве есть разная трактовка. Поэтому мы советуем всегда не просто обвинять во всех бедах организатора обсуждения — местную администрацию, а пробовать писать о проблемах в те органы, которые могут помочь их решить, — рекомендует Денис.
Задействуйте местных депутатов и депутатов Палаты представителей. По закону они должны вас выслушать и помочь добыть ту информацию, которую вы взять у чиновников не можете. При этом общаться с депутатом надо не только устно, но и оставить письменный запрос.
Самый главный «виновник торжества» при застройке Минска — комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома
Опыт многих презентаций проектов застройки района показывает, что многие жители районов приходят на презентацию уверенными, что пришли на общественное обсуждение и требуют вести протокол собрания. Но функция презентаций — просто показать проект и рассказать о нём.
Чтобы избежать скандалов, активисты предлагают местной власти на входе в помещение, где проходит презентация, раздавать распечатанный регламент проведения презентаций и общественного обсуждения в целом. Это сэкономит не только время, но и нервы как местных жителей, так и чиновников.
— Ещё одна проблема в том, что местная администрация на презентациях проекта всегда на баррикады бросает проектировщика. Но он ведь ни в чём зачастую не виноват! Самый главный «виновник торжества» при застройке Минска — комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, это он заказчик всех проектов. Он принимает решение, что Осмоловку надо сносить, а Минскградо просто рисует, как сносить. Поэтому на презентациях вопросы надо задавать представителям комитета: почему один сквер убрали, второй нет, почему одни дома сносят, вторые оставляют. А после эмоциональной презентации надо прийти домой и спокойно написать все свои замечания и предложения, чтобы потом отправить в администрацию района.
Во многом конфликтный характер общественных обсуждений активисты, занимающиеся проблемами города, связывают с тем, что законодательство и практика их проведения появились сравнительно недавно: Положение о порядке проведения общественных обсуждений в стране существует лишь с 2011 года, в Минске — с 2006. По сравнению с Европой, где планы города с людьми обсуждают уже несколько десятилетий, это ничто.
— За границей культура общественных обсуждений культивируется десятилетиями. В той же Швеции всё проходит спокойнее и менее эмоционально, потому что муниципальная власть не ограждается от людей, она активно работает с бизнесом, с жителями. Там в городах во время общественных обсуждений установлены информационные киоски, в которых сидят специалисты, готовые ответить на вопрос горожан о планах города или района и его изменениях. Я считаю, мы должны постепенно повернуть на этот путь, — говорит Денис Кобрусев.