30.09.2016 / 13:09

Уже почти два года в Беларуси работают необычные врачи — собаки-терапевты. Сегодня таких докторов 6. Трое из них — Корса, Герда и Эмир — уже имеют дипломы врача. Ещё трое — Гэри, Бэлла и Габи — сейчас проходят практику и готовятся к экзаменам. Все эти собаки — разных пород, у некоторых за плечами — не самая лёгкая жизнь. Но сегодня они занимаются важным делом: помогают лечить и реабилитировать людей с разными диагнозами и состояниями (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, депрессия, страхи).

Канис-терапия в Беларуси только начинает своё развитие. Юлия Алтунюва, руководитель первой и пока единственной инициативной группы по канис-терапии «Корса», занимается этим направлением 2 года. Шестеро собак-терапевтов проводят занятия в частном развивающем центре для детей, посещают массовые развлекательные мероприятия. А ещё регулярно приезжают заниматься с детьми с особенностями психофизического развития в 7-ю вспомогательную школу-интернат Минска. Эта школа — пока основной объект группы, где занятия с детьми проходят регулярно. Иногда волонтёры ездят в Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов.

Юлия объясняет эффективность канис-терапии тем, что собака не оценивает людей, для неё все равны. Пёс любит человека в любом состоянии и виде. А человек подсознательно чувствует это и расслабляется, раскрывается перед собакой. Именно поэтому канис-терапия (проще говоря, лечение с помощью собак) — это эффективный метод лечения и реабилитации, подходящий для людей с различными диагнозами и состояниями. 

Все собаки обязательно проходят тестирование перед тем, как их допускают к людям. Чаще всего домашний питомец в обычной жизни редко сталкивается с людьми с особенностями поведения. Поэтому на тестировании проверяют реакцию собак на необычные для неё, особые условия, в которых ей потом придётся работать. Например, громко разговаривают или роняют костыли возле неё, хватают за морду, лапы, хвост, рассыпают корм (который она не должна брать), проверяют навыки апортировки, когда пёс должен принести предмет и отдать обязательно в руки (это важно при работе с людьми с нарушением координации).

Самое главное, чтобы собака не проявляла агрессию и вела себя сдержанно в любых нестандартных ситуациях, не лаяла (что может напугать пациентов) и выполняла команды хозяина. В канис-терапии неважно, какой породы будет четвероногий доктор. 

Одно из направлений канис-терапии — приобщение детей к чтению. Ребёнку может быть неинтересно читать книги просто так, а вот прочитать историю для собаки — радость. 

Корса — первая в Беларуси собака-терапевт. Она выдержала экзамен в Санкт-Петербурге очень достойно. Обучение волонтёра тоже проходит в Питере — в четыре этапа. Чтобы быть просто волонтёром, достаточно пройти первый уровень. Это можно сделать дистанционно и совершенно бесплатно. Последующие уровни подразумевают практику на месте, что потребует определённых денежных затрат.

Лена не видит с рождения. Волонтёры говорят, что ей особенно нравится общение с собаками. Животное замещает сенсорную комнату, которые сейчас стали очень популярны. Потому что у неё шерсть где-то пушистая, где-то жёсткая, нос холодный, язык шершавый, дыхание тёплое, она движется. Работает и звуковая сенсорика, и тактильная, которые запускают активную мозговую деятельность.

Юлия не спешит набирать в «Корсу» всех желающих, подходя к отбору собак внимательно и осторожно. На тестировании, как вспоминает, некоторым хозяевам она предлагала ещё позаниматься с питомцем, больше социализировать и попробовать пройти тестирование ещё раз. Кому-то приходилось просто отказывать. Люди обижались.

Сегодня инициативная группа «Корса» официально зарегистрирована в российском Сообществе поддержки и развития канис-терапии. В Беларуси такого сообщества нет, и, по предположению Юлии, в ближайшие годы едва ли появится.

— Если мы говорим про терапию, то это уже медицина. Значит, всё серьёзно, — объясняет она. — Нужна поддержка медиков, которым это будет интересно, которые возьмут данное направление под своё крыло и будут контролировать, вести какую-то статистику, писать научные работы. Этого пока в нашей стране нет.

А у российских коллег, тем временем, достижения в развитии канис-терапии уже существенные: сегодня эта дисциплина преподаётся в вузах в качестве дополнительного образования, а в скором времени в реестре профессий свое место займёт «канис-терапевт». Но на это у россиян ушло 13 лет. 

 

Как вы можете помочь

Сегодня главная проблема — это нехватка собак и волонтёров для того, чтобы охватить большее количество учреждений для терапии. Поэтому Юлия Алтунюва приглашает желающих присоединиться к их группе и вместе развивать канис-терапию в Беларуси.

В планах на ближайший год — привлечь и обучить хотя бы ещё 10 волонтёров с собаками. 

Волонтёрам и терапевтам нужна помощь товаром. Вы можете помочь покупкой амуниции для собак и средств гигиены, поскольку на занятия четвероногие терапевты должны приходить чистыми и опрятными для безопасности пациентов.

Подробнее о том, в выполнении каких задач вы можете помочь «Корсе», можно ознакомиться на странице проекта на платформе Talaka.by. Там же вы найдёте контакты Юлии.

Источник:
Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость