31.03.2017 / 16:03

Восемнадцать лет прошло с момента первой экспедиции, но этот чудом сохранившийся не тронутый ни экскаватором, ни топором удивительный уголок на левом берегу Припяти, в центре Полесья. Он и по сей день остаётся всё таким же сказочным и притягательным. В середине марта мне вновь захотелось посмотреть на колонию цапель и бакланов…

Устье Лани – то место, куда в одиночку не ходят. Там вообще ходить невозможно, так как большая часть территории в это время покрыта водой. Поэтому надо искать хороших попутчиков.

Разумеется, первым делом я обратился к своему старому походному товарищу Юрию Акудовичу и получил его согласие отправиться вместе со мной в путешествие.

Затем начал думать, как лучше туда добраться.

Ходили мы туда и на байдарке, и на каяке, и на плоскодонке деревенской. Но теперь хотелось передвигаться быстрее, и я начал искать лодку с мотором. В Сенкевичах, откуда обычно путешественники отправляются в устье реки Лани, лодки с мотором не оказалось.

Но на выручку пришёл дорогой «товарищ Цукерберг». На мой клич в Фейсбуке отозвался бывший директор заказника «Средняя Припять» Иван Яхновец и подсказал телефон Михаила из деревни Ольшаны, у которого есть и катер, и сельская усадьба на самом берегу Припяти. Мы созвонились, Михаил согласился помочь.

Правда, из-за новой точки отправления наш путь удлинялся на сто километров, но это мне показалось даже более интересным – откроем новый маршрут в устье реки Лани! А заодно пофотографируем столинские деревушки…

Утром в четверг мы грузим всё наше снаряжение в мою машину и отправляемся в сторону деревни Ольшаны. В ночь с четверга на пятницу по прогнозу должны быть заморозки. Именно это-то мне и нужно! Кадры будут красивее, рассвет интереснее.

Но почти всю дорогу нас сопровождает дождь. Юра критикует выбранное мною время для экспедиции, я заверяю, что завтра будет солнце. И уверенность моя зиждется не на пустом месте. Я уже неоднократно убеждался в правильности гидрометеорологических прогнозов, поэтому строю свои планы фотосъёмки исходя из них.

Деревня. Первые полесские экзотические кадры. Вот так прямо на деревенской улице строевые сосновые брёвна превращаются в бруски, которые представляют для предприимчивых полешуков гораздо большую ценность. Они используются для строительства огромных теплиц.

В Ольшанах в момент встречи с Михаилом начинается мощнейший град. Мы сидим в машине, обсуждаем, как лучше спланировать путешествие, вокруг земля белая, по крыше бьёт настоящая дробь. Выясняется, что катер Михаила не так давно отремонтирован – его смяла сорвавшаяся баржа, и выехать он может только завтра.

Мы с Юрой не особо огорчаемся: у нас для манёвра есть три дня, да и путешествовать под таким градом-дождем не очень приятно. Принимаем решение поехать в Давыд-Городок и там заселиться в гостинице.

Я несколько раз уже фотографировал в этих краях, особенно когда-то впечатлил памятник «товарищу Ленину» без руки.

Поэтому первым делом мы решили проведать Ильича. Руку ему местные хирурги пришили, но, видимо, не совсем у них была хорошая квалификация – чуть-чуть ошиблись с протезом. Особенно это хорошо видно с другого ракурса…

Гостиница «Городок» «Брестоблгаза» оказалась очень даже приличной и уютной, можно её рекомендовать любым туристам.

Заселившись, мы решили сделать марш-бросок по ближайшим деревням.

Бережное. Новая церковь в центре деревни и старая – на кладбище.

Старинная усадьба и парк недалеко от деревни Бережное.

Парк более-менее сохранился, а вот усадьба производит удручающее впечатление…

Моста через Горынь по дороге из Бережного в Рубель не оказалось, поэтому круговой маршрут пришлось отменить и возвращаться в Давыд-Городок.

Вдоль всей дороги лежат поверженные старые деревья. Когда-то они меня очень впечатлили. Теперь оставалось только зафиксировать их смерть…

До вечера мы всё-таки съездили в деревню Рубель – я искал точку, где можно было бы сфотографировать рассвет. Выбрал в качестве главного объекта вот эту рубельскую церковь.

И не ошибся. Утро оказалось не только морозным, но и местами туманным.

В таком состоянии через реку Горынь церковь смотрелась наиболее сказочно.

Взрослые спешили на работу, дети – в школу. Солнечные лучи пробивались сквозь туман и деревья.

Разумеется, в деревне Рубель я сделал много разных кадров, но не буду ими загромождать репортаж про устье реки Лани. Покажу только деревенское кладбище…

В Ольшанах мы с Юрой прикупили новые рыбацкие сапоги.

При этом не могли не заметить бурную деревенскую жизнь. Только в Ольшанах на рынке можно увидеть такую картинку: целая череда автомобилей с высококлассными дровами. Именно здесь они пользуются наивысшим спросом, так как необходимо отапливать огромные теплицы.

Но нам надо двигаться дальше. Михаил выгоняет из своего гаража маленький вездеход, к которому прицеплен катер, и мы отправляемся в сторону Припяти. Мы едем по высокой дамбе вдоль канала, справа и слева от нас гигантские теплицы. И везде работают люди…

Не дремлет и государственная инспекция по охране животного и растительного мира. Благо, у нас все документы в порядке, браконьерить мы не собираемся, поэтому спокойно продолжаем путь дальше.

Солнце светит шикарное, но после зимы и ремонта никак не хочет заводиться мотор катера. Михаил над ним колдует, мотор начинает проявлять признаки жизни, мы загружаемся и отправляемся в путь.

Но ненадолго – катер совсем не тянет! Минут сорок Миша пытается его отремонтировать, затем звонит другу, чтобы вёз другую лодку, и мы возвращаемся к дамбе. Что поделаешь, во время путешествий могут быть любые неожиданности. Мы перегружаем свои вещи в новую лодку и снова отправляемся в путь.

На этот раз лодка не такая красивая, но движется гораздо быстрее…

Вначале по затокам и старицам мы выбираемся на реку Припять, затем поворачиваем направо, чтобы посмотреть сельскую усадьбу Михаила.

Думаю, вырвавшееся слово «обалдеть!» в видеосюжете как нельзя лучше характеризует то ощущение, которое испытываешь, видя эту беларусскую экзотику…

 

На самом деле место и усадьба действительно уникальны. Добраться сюда можно только на лодке, к ней нет ни дорог, ни даже тропинок. В то же время имеется все, что необходимо человеку, привыкшему к городскому образу жизни. Усадьба находится на самом берегу Припяти в очень диком месте. Пока она не имеет названия. Я предложил назвать ее «Полесская Венеция». Может быть, у кого-то есть лучшие варианты?

Мы покидаем усадьбу и идем вверх по течению реки Припяти. Отмечаем по пути прикольные картинки…

А вот и наш старый друг дуб-великан. Умирает, бедняга…

Юра с Мишей остаются на берегу Припяти, я пробую подойти к колонии цапель и бакланов.

Вода в этом году высокая, поэтому передвигаться по пойме Припяти не так-то просто.

Тем не менее мне удаётся перейти по поваленным дубам через глубокие места и добраться до колонии.

Встревоженные бакланы взлетают с гнёзд, кружат над сухими дубами…

Около часа я стою в воде, до края рыбацких сапогов сантиметров шесть. Нет возможности поставить палатку для фотосъёмки или выждать какой-то интересный кадр: птицы видят меня и ведут себя настороженно.

Решаю вернуться в лагерь. Юра там уже установил палатку, разжёг костёр и начал готовить ужин.

Солнце уходит в дымку. Можно поиграть и с нашим другом-дубом…

Вот этот кадр, например, можно назвать «Застывшая музыка».

А этот – «Торжественный ужин в ресторане «Устье реки Лани» …

Вечером в небе пробиваются звёзды, я представляю, каким сказочным здесь будет рассвет, но часа в три ситуация резко меняется – начинается дождь. Да такой серьёзный, что мы волнуемся за свой островок.

Утром встаём – дождь не прекращается. Уровень воды резко повысился, всё промокло насквозь, Юра говорит, что нам не удастся разжечь костёр.

Но я убеждён в обратном и прилагаю к этому максимум усилий.

Наконец нам удаётся победить непогоду – помогают, кстати, природная смекалка и кусок сала! Мы разжигаем костёр, готовим завтрак, думаем, что придётся вот так зябнуть до приезда Михаила. И в этот момент в устье Лани снова появляется солнце.

Антураж сразу меняется, жизнь становится гораздо приятнее!

Я снова иду к колонии бакланов, но ничего особенного без засидки сфотографировать не удается.

Но это уже не так принципиально. Главную задачу мы выполнили. Можно возвращаться домой.

По пути видим многочисленных рыбаков.

Не знаю, достигли ли они своей цели. Но мы очередной поездкой в устье реки Лани остались довольны…

29 мая 1985 г. Совет Министров республики принял постановление, в первом пункте которого было записано: «Принять предложение Академии наук БССР и Государственного комитета БССР по охране природы о создании Государственного биологического заказника «Устье Лани»…

Источник:
Автор:
Фотограф:
Сергей Плыткевич
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость