Как всё-таки своеобразно беларусские чиновники используют понятие «радикальность». Когда речь аходит о решении экологических проблем, они называют радикальными очень мягкие шаги и решения.
Боятся народного бунта? Это вроде как не очень вписывается в их стиль руководства. Действительно верят в то, что замена пластиковых пакетов на бумажные – это радикальный шаг? Вряд ли. Подозреваю, что это выверенный пропагандистский шаг: надо мягкое решение назвать радикальным, чтобы о действительно радикальном никто не смел задумываться.
Недавно появилась новость, что в Беларуси предлагают запретить бесплатные полиэтиленовые пакеты в магазинах. И на первый взгляд, может показаться, что это потрясающая новость, но всё, увы, не так просто.
Во-первых, предполагается, что значительная часть пластиковых пакетов будет заменена на бумажные. И это совершенно неэкологичное решение. Экологи давно говорят о том, что замена одноразового пластика на одноразовую бумагу – не выход, а даже, возможно, ухудшение ситуации.
Пластик хотя бы может использоваться несколько раз, а бумажный пакет после первого же загрязнения отправляется в мусорку. И, что самое главное, фактор одноразового использования пакета не позволяет решить огромную проблему – огромные объёмы производства.
Впрочем, для государства это как раз не проблема, а источник заработка. Чиновники не видят смысла в том, чтобы уходить от одноразовых пакетов, потому что это означало бы серьёзное сокращение объёмов производства на ряде предприятий.
Предложение запретить одноразовую посуду в тех местах общепита, где есть системы водоснабжения, звучит правдоподобно. Такое решение действительно похоже на заботу об экологии. А вот замена пластиковых пакетов на бумажные скорее напоминает перераспределение ресурсов между предприятиями.
Но почему министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов называет такое перераспределение радикальным? Всё просто: чиновники заранее, профилактически отметают возможность, что у людей возникнут действительно радикальные требования.
Ведь если мы придём к по-настоящему радикальному шагу – полному запрету одноразовых пакетов – это ударит по производителям упаковки.
Интересно, конечно, и то, что Директива №7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» была подписана ещё в марте 2019 года, а спустя несколько месяцев, во второй половине лета того же года, министр продолжает говорить лишь общие фразы: «Что-то нужно внедрять в 2019 году, что-то – в 2021-м, а что-то – в 2025 году, когда будет развита вся эта система. Мы сформулировали наши предложения, дальше готовы обсуждать этапность их реализации».
Так что будет дальше? Сколько времени понадобится на обсуждение этапности? Сколько эту этапность будут согласовывать? Как долго будут готовиться новые указы? И какова вероятность того, что в Беларуси начнут реализовавыть эти «радикальные меры» тогда, когда развитые страны откажутся от одноразовых пакетов в принципе?
В последнее время чиновники начинают говорить о важности решения экологических проблем, но складывается ощущение, будто у них какое-то своё течение времени.
Отказываться от одноразовых пакетов надо было ещё позавчера, но власти только послезавтра, может быть, начнут обсуждать этапность реализации «радикальных» мер.
Терехов говорит, что что-то нужно внедрять в 2025 году. Это же издевательство и полное игнорирование реальности! Первый участок полигона «Тростенецкий» был заполнен за 10 лет, второй такой же по размерам участок наполовину заполнился всего лишь за полтора года. Откуда у министра столько оптимизма, чтобы верить, что мы можем позволить себе ждать мягких решений до 2025 года?
Кажется, наши чиновники слишком привыкли к тому, что одно решение можно рассматривать и обсуждать годами, и попросту не могут встроиться в новую реальность, в которой экологические проблемы надо решать на максимальной скорости.
Нам нужны быстрые и по-настоящему радикальные решения, чтобы появился хоть какой-то шанс спастись от мусорной катастрофы. Но там, где нужно ампутировать, нам предлагают прикладывать подорожник. Авось поможет!