03.12.2017 / 22:12

Отлов и отстрел безнадзорных животных на улицах беларусских городов – больная тема для зоозащитных организаций. В этой теме часто сложно отделить эмоции от рациональных требований, основанных на законодательных актах.

Сделать это было бы гораздо проще, если бы наши законы были чуть более конкретны. Однако до сих пор они создают огромное поле для манипуляций, на котором понятно лишь то, что почти ничего не понятно.

Основательница Центра по защите животных «Анималекс» Анастасия Жаврид провела своеобразное исследование того, как местные власти в разных беларусских городах  решают проблему отлова безнадзорных животных,  как поступают с ними после отлова, как и когда убивают, а также что делают с телами.

Ответы чиновников на запросы «Анималекс» показывают, что чёткой системы работы в этих вопросах в Беларуси просто нет.

 

Нет денег – нет оснований

Отлов и отстрел безнадзорных животных напрямую регулируется несколькими нормативными актами:

Все вопросы, связанные с отловом, регулируются Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Это значит, что ЖКХ на местах ответственны за всех безнадзорных животных и могут создавать пункты временного содержания их.

И в этом вопросе, по словам зоозащитницы, в Беларуси наблюдается настоящий хаос. По сути, органы жилищно-коммунального хозяйства создают такие учреждения просто тогда, когда они захотят.

«Солигорск – богатейший город, но там нет пункта временного содержания животных. Люди собрали 1600 подписей за то, чтобы его создать. И получили – отказ. Написали, что оснований для создания такого пункта не имеется. Но что вообще может быть основанием? Где это прописано? Чем предусмотрено?», - задается вопросом Анастасия Жаврид.

Зоозащитница задала эти вопросы Солигорскому райисполкому и получила ответ, суть которого заключается в том, что бюджета у Солигорска не хватает.

«Выходит так: денег нет, значит, и оснований нет?» – удивляется Анастасия.

И подчеркивает: «По закону пункт временного содержания может существовать как на бюджетные деньги, так и на не запрещённые законодательством средства. Можно привлекать спонсорские средства, работать совместно с зоозащитными организациями и так далее».

 

Законные пять суток

Зоозащитники отмечают, что в  законах, касающихся отлова безнадзорных животных, есть  много других нестыковок. Например, правило о том, что после отлова животное должны содержать пять суток. Это, якобы, достаточный срок для того, чтобы хозяева пришли за своей «потеряшкой». Но если пункта временного содержания безнадзорных животных в населенном пункте нет, то и этих пяти суток у отловленных животных, как правило, тоже нет.

Собак и кошек часто убивают сразу же. Единственный способ остаться в живых – попасть в руки волонтёров.

А вот так решается  вопрос с безнадзорными животными в Витебской области: «Отловленные животные передаются в благотворительные общества по защите животных (в Витебске, Полоцке, Новополоцке) или временно содержатся в вольерах (в Орше). В районных центрах по решению местных исполнительных комитетов создаются бригады, состоящие, как правило, из охотников, работников организаций ЖКХ и ветслужбы. В связи с отсутствием востребованности животных у населения, отлов безнадзорных животных не производится».

Что делают с безнадзорными животными там, где у населения они не востребованы, остаётся только догадываться. Но судя по тому, что бригады часто состоят из охотников, животных убивают.

 

 

Ветеринарный осмотр и эвтаназия

Впрочем, даже в тех городах,  где есть пункты временного содержания животных, их судьба часто также не завидна. И все потому, что отсутствует чёткий стандартизированный алгоритм действий  для работников ЖКХ, причина все та же –  плохо проработанное законодательства в области защиты прав животных.

Положение о порядке деятельности организаций по отлову утверждает, что отловленные животные должны быть осмотрены ветеринаром и при необходимости отправлены на карантин. Также в документе прописано, что эвтаназия должна вестись только под контролем ветеринарного врача.

Председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилёвского облисполкома В.В. Семёнов в своем ответе «Анималекс» пишет: «Все отловленные животные проходят осмотр ветеринарного врача, который даёт заключение о состоянии здоровья животного. Здоровые животные помещаются в вольеры временного содержания, остальные подлежат усыпление».

Что значит «здоровое животное»? Насколько детальный проводится осмотр? Как быстро убивают тех, кого признали больными? Ответов на эти вопросы у зоозащитников нет.

Вместе с тем, пункт 21 Правил содержания домашних собак, кошек гласит: «Отловленные собаки, кошки, имеющие регистрационные жетоны, содержатся в течение пяти суток в пунктах временного содержания животных, о чем ставится в известность владелец животного».

Что делать с животными, которые не были зарегистрированы, или на которых нет жетонов, правила не говорят.

«Это очевидная недоработка законодательства, которая показывает, насколько серьёзно ответственные за разработку и принятие закона люди отнеслись к своей работе», - говорит Анастасия Жаврид.

 

Непредсказуемый отстрел

В тех же Правила говорится, что в исключительных случаях «по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных».

О том, что считается исключительным случаем, - ни слова.

По словам Анастасии Жаврид, зоозащитникам известен случай, когда собака сорвалась с поводка и хозяева были поодаль, но ловцы животных, просто проезжая мимо,  застрелили её.

Впрочем, в той конкретной ситуации хозяева застреленной собаки не решились идти до конца в разбирательствах с госслужбами. А значит, не был создан прецедент, который мог бы помочь зоозащитникам решать проблемы безнадзорных животных на системном уровне.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость