04.05.2021 / 11:05

Как журналистка Зелёного портала провела вечер пятницы, 30 апреля, на общественных слушаниях перед выдачей лицензии на эксплуатацию энергоблока № 1 Белорусской АЭС.

 

Символика новой АЭС в одном из новых микрорайонов Островца. Фото - Анна Волынец

 

Я немного опаздываю и вбегаю в приёмный зал Брестского областного управление МЧС. На входе встречает молодой человек в форме, вежливо здоровается и спрашивает, куда я. Отвечаю, что на общественные слушания. Меня ищут среди списка участников, ставят ручкой точку на листике, где надо поставить подпись, и звонят по телефону: «Виктор Сергеевич, спуститесь, проведите участницу слушаний в зал».

– За вами сейчас спустятся, – говорит мне молодой человек. Я киваю и жду. Мне заботливо прыскают на руки антисептиком.

Мы с Виктором Сергеевичем поднялись на третий этаж. В актовом зале стояло 30 небольших рядов с креслами, в каждом ряду – ровно один человек, карантин же. Свободен был самый первый. Я села и тихонько осмотрела присутствующих: нарядные женщины с аккуратно наброшенными на плечи шерстяными платками, мужчины в форме. Еще несколько человек выглядели пришедшими сюда по личному интересу.

С телевизора уже бодро вещали о «мирном атоме» и полнейшей безопасности нашей славной гордости – Островецкой АЭС. «Наша очень большая и очень компетентная команда!..», – гордилась коллегами женщина с трибуны.

После этих слов я решила, что должно быть интересно, но стало скучно. С экрана лился нескончаемый поток бурного восхваления торжественности момента. Подробнее об этом Зелёный портал написал трагикомедию в нескольких действиях с ключевыми персонажами.

Периодически я переписывалась с коллегами, которые находятся в самом Островце, и отчаянно боролась с зевотой. В нашем зале царила полнейшая тишина, и только двое мужчин за «трибуной» – небольшим столиком с баннером на фоне, – иногда тихонько перешептывались.

А два часа спустя началась более динамичная часть процесса – выступления участников. Я вынырнула из дремоты и с интересом начала следить за людьми на экране. Почему-то именно на этой, самой интересной, на мой взгляд, части, люди начали массово покидать зал. Нас осталось только трое: очевидно скучающий и сидящий всё время в телефоне молодой парень в форме, и сидящий сразу за мной молодой человек в чёрном пальто и белой маске.

Мужчины за «трибуной» начали перешептываться активнее и громче. Я думала о том, сделать ли им замечание, но тут телевизор внезапно выключился. У нас небольшая заминка, кто-то убежал за пультом, и через пару минут трансляция возобновилась.

Настало время вопросов. В зале нас осталось двое – я и «чёрное пальто».

Вопросы принимали ещё до начала обсуждений в электронном виде, а во время основных выступлений можно было взять распечатанный листок на столе и заполнить специальную форму. Ведущий объявил, что только по электронной почте они получили 54 вопроса, и вставил ремарку о том, что иногда вопросы включали в себя оценочные суждения и эмоциональные вставки. Выступающих экспертов попросили отвечать только по существу вопроса, но не сильно сдерживали их порывы добавить что-то ещё.

Вопросов было довольно много. Где и как долго будет храниться ядерное топливо? Где в публичном доступе можно посмотреть смету на строительство? Достаточно ли квалифицированы работники?

При каком сценарии  выдача лицензии на эксплуатацию энергоблока № 1 будет невозможна? И, конечно, почему АЭС постоянно отключают.

Для ответов приглашали различных представителей АЭС, Минэнерго и Госатомнадзора. Те, видимо, к вопросам были подготовлены заранее, ибо зачастую читали свои ответы по бумажке и говорили довольно бодро, апеллируя к цифрам и фактам.

Подытожить все их ответы можно просто: станция совершенно безопасна, все квалифицированные работники очень квалифицированы, а станция очень нужна, даже если Запад не хочет покупать у нас энергию, лицензию они получат в любом случае, а все отключения, разумеется, были по плану. Кроме одного раза, когда вышел из строя трансформатор напряжения. Но это совсем не опасно.

Двое мужчин за нашей «трибуной» уже откровенно разговаривали о чём-то своем, иногда серьезно глядя в экран и кивая выступающим. За почти два часа те успели ответить только на несколько десятков вопросов. Было решено провести голосование, продолжать ли отвечать на вопросы, или подвести итоги и закрыть обсуждения. Минское отделение робко отдало один голос за продолжение, но все остальные дружно закивали, что пора заканчивать – шёл пятый час.

«Чтобы здесь не ночевать, мы принимаем решение переставать давать ответы на вопросы, и обязательно ответим на все из них в письменной форме и вывесим их на сайте АЭС», – явно с облегчением заявил ведущий и начал торжественное закрытие. «А когда ждать ответов?» – прозвучавшее из какой-то из областных студий, осталось незамеченным. Будем надеяться, что скоро они появятся на сайте.

На закрытии также прозвучало несколько выступлений, где присутствующим донесли идею, что эти общественные обсуждения вообще-то не обсуждения, а констатация факта, что АЭС безопасна и готова к лицензированию, и они надеются, что все это поняли из их подробных, прозрачных и убедительных презентаций.

Ура, товарищи!

Автор:
Фотограф:
Татьяна Гендель, Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость