07.07.2020 / 12:07

Потому что добра слишком много не бывает.

Почти год назад мы писали о минском школьнике Кирилле Скирковском, который занимался волонтёрством в центре спасения диких животных «Сирин» и консультировал владельцев экзотических животных, как правильно кормить и лечить необычных питомцев.

За этот год Кирилл окончил школу, перестал помогать Сирину и решил открыть свой центр помощи и реабилитации и реинтродукции диких животных «НЭСС».

Вспомните, пожалуйста, об этом парне, когда кто-то станет говорить вам о безынициативных современных подростках, которые интересуются только компьютерными играми. И помогите Кириллу открыть центр: земля у него уже есть, но очень нужны деньги.

 

Как это будет работать?

Роли в проекте распределены в команде из трёх человек.

Когда человек найдёт животное или птицу, он сможет на карте на сайте указать, где она находится (при условии, что сам не сможет довезти её до центра). Такое бывает, что человек едет, например, на работу, и находит животное. Когда в центре получат информацию, то выедут и заберут зверя.

Кроме того, в центре хотят заниматься образованием – рассказывать о самих диких животных и о том, как себя вести с ними безопасно.

– Но самое главное, и, наверно, актуальное сейчас, – это информация, чем их можно подкармливать. Всё чаще животные встречаются в городах, и люди их кормят вроде как из лучших побуждений.

Голубей – хлебушком, лошадей – хлебушком, зубров в Беловежской пуще туристы тоже кормят неправильно. Это очень актуальный вопрос, и о нём надо обязательно говорить, – считает Кирилл.

Ещё на сайте планируют опубликовать алгоритм, как правильно изъять животное, не нарушив при этом закон и не навредив ни себе, ни собственно животному.

 

Землю дали на агроусадьбе

Сирин сейчас собирает деньги на расширение территории, а у вас земля уже есть. Как так получилось?

У нас есть территория, где будет находиться центр – участок в нескольких километрах от Минска. Пока что нам дали 15 соток, но есть потенциал для расширения (хотя нам пока больше не надо).

Землю нам даёт не государство, а человек, который владеет агроусадьбой и интересуется помощью животным и биоразнообразием. Он эколог по образованию и давно искал, как применить свои силы и возможности. Мы однажды встретились и решили, что будем сотрудничать в этом вопросе.

Изначально мы собираемся принимать птиц и млекопитающих, которых можно найти в Беларуси. Исключение – крупные животные вроде колков и рысей. Со временем, когда мы откроемся на полную катушку, то планируем принимать любых диких животных Беларуси. Конечно, мы будем ограничены в количестве, но что касается разнообразия видов, то мы собираемся работать со всеми.

 

Минимальная сумма для запуска – 12 тысяч беларусских рублей

И сколько вам надо денег?

Минимальная сумма, которая нам нужна для запуска центра – 12 тысяч беларусских рублей. Для такого проекта это очень небольшие деньги, и загвоздка тут в том, что за землю мы ничего не платим – нам её выделили на безвозмездной основе.

За собранные средства мы планируем:

  • поставить шесть больших вольеров (2,5*2,5*2,5 метра);
  • полноценную бытовку со стационаром и эдакую кладовую для людей, где можно поесть, переодеться и, при необходимости, остаться на ночь;
  • оборудование и инструменты;
  • корма, лекарства, минеральные добавки и прочее.

Список того, что нам надо, огромный, но по деньгам всё это вписывается в 12 тысяч рублей.

Мы запускаем два краудфандинговых проекта – один на беларусской, один на российской платформе. В Беларуси это будет Улей, но проблема работы с этой платформой в правиле «или всё, или ничего», и это, конечно, пугает (Улей больше не берёт в работу новые проекты, так что этот план откладывается на неопределённый срок – ред).

Российская площадка, на которой мы уже запустили сбор, - это Планета. Там очень большая аудитория, и это может нам помочь. Переводы из Беларуси там тоже работают.

Чтобы всё было легально, мы будем оформлять природоохранное учреждение. В будущем с помощью соответствующей комиссии сможем абсолютно законно изымать животных. Сейчас мы консультируемся с юристами и экологами, чтобы всё было оформлено правильно, чтобы у государства не было к нам вопросов.

В штате изначально будет три человека, и работать мы будем (во всяком случае, пока что) без зарплат. Сейчас наша задача – запуститься. О зарплатах будем думать позже.

 

Лечить животных будут сами или с помощью чужих консультаций

А кто будет лечить животных?

К сожалению, пока что в штате нет полноценного ветеринара, но лет через семь будет (когда герой закончит своё обучение - ред).

Сейчас же что касается ветеринарной помощи, то мы на связи с зарубежными специалистами, которые работают с дикими животными и действительно понимают специфику. У нас есть контакты ветеринаров, которые смогут помочь.

Происходить это будет так: мы покажем животное онлайн и опишем проблему, они назначат необходимые анализы и исследования, после чего займутся расшифровкой результатов. В худших случаях, когда онлайн-консультаций будет недостаточно, мы будем отвозить животных местным ветеринарам.

У меня очень много знакомых с одной московской выставки-ярмарки, где продают ящериц. И там на каждой выставке находятся сотрудники практически всех российских центров реабилитации и интродукции.

Так получилось, что я много был в их компании, и сейчас мы много сотрудничаем с ними в плане передачи опыта. Они дают конкретные советы, какие лучше брать вольеры, как лучше обустроить стационар. Мы учитываем опыт центров, которые имеют огромный опыт за плечами и знают, что делают. Также я волонтёрил в Сирине, в этом центре тоже многому научился.

Конечно, у нас будут свои проекты по спасению конкретных видов. И мы понимаем, что со временем у нас в любом случае образуется база животных, для которых центр будет постоянным местом жительства. Если будет возможность их размножать и после соответствующей подготовки выпускать детёнышей на природу, – мы это, конечно, будем делать.

Мы хотели бы сотрудничать с заказниками, чтобы иметь возможность в будущем выпускать туда животных. Им там очень неплохо живётся – это обширные территории без охотников.

В последнее время люди стали всё больше высаживать разные аллейки и маленькие подобия леса, и это, конечно, расширяет ареал обитания животных и птиц. Но надо понимать, что речь же не только о животнык вроде белочек.

Насекомые – это тоже животные, и они тоже бывают в Красной книге. Обезлесение и исчезновение мест обитания – это глобальная проблема, которая касается всех-всех-всех. Даже самая маленькая мошка – это важная часть пищевой цепочки.

 

Цель центра – помогать диким животным, попавшим в беду

Кирилл, как так вышло, что вы решили создать собственный центр?

Мне интересно работать с животными, а с дикими зверями и птицами у нас в стране всё сложно. Животные, которые в Беларуси не относятся к охотничьим видам, активно исчезают. По моему мнению, всё это связано в тем, что огромных лесов у нас как таковых нет. Если посмотреть в целом на Беларусь, то она вроде как зелёная, но если начать приближать, то окажется, что лесов вроде и много, но они все маленькие, и из-за этого животные не могут образовывать там крупные популяции. По большему счёту, любое дикое животное, любая особь важна для Беларуси.

Общая и главная цель центра – помогать попавшим в беду обитателям леса и полей, а также привлечь внимание взрослых и детей к проблемам экосистем Республики Беларусь, показать важность диких животных для природы и человечества. Помогая диким животным, человек одновременно помогает себе и Земле в целом.

Мы хотим сплотить на базе центра любителей природы, волонтеров-зоозащитников и профессиональных биологов и орнитологов. Наладить сотрудничество и обмен опытом с коллегами из других стран для совершенствования навыков в помощи диким животным Беларуси.

Автор:
Фотограф:
Pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость