13.04.2020 / 00:04

Петиция за остановку жестокого обращения с лошадьми меньше, чем за неделю набрала больше трех тысяч подписей. Авторы петиции возмущены обращением с животными в барановичском конном клубе «Троя». Владелица клуба говорит, что у коня тяжелый характер и более мягкие способы воспитания на нем не срабатывают.

Зелёный портал разбирался, можно ли в Беларуси привлечь кого-то за жестокое обращение с лошадью и контролирует ли вообще кто-то эту сферу.

Петиция, о которой идет речь, была создана на прошлой неделе на сайте Change.org.

На момент написания текста она собрала больше трех тысяч подписей, и количество подписавшихся все время растет.

Ее авторы возмущены увиденным на видеоролике, который выложил клуб на одной из своих страниц.

«На видео видно, как тренер и всадник обращаются с молодой лошадью, которая не хочет подчиняться, - говорится в тексте петиции. - Они нашли самый легкий выход – лишить животного одной ноги (просто привязали ногу к туловищу), ну как сказать, раз лошадка почти инвалид, то она не сделает ничего плохого, так же? А над всем этим блюдом идёт самое сладенькое: ограничив лошади движение, прекрасный всадник сверху бьёт лошадку хлыстом, а тренер подхватил и решил, видимо, тоже не отставать и со всей дури бить кобылу бичом (это такой длинный хлыстик)».

Инициаторы сбора подписей подчеркивают, что и они сталкиваются со сложными лошадьми, но пытаются находить общий язык с ними и идти на компромиссы. Поэтому они просят отстранить «недобросовестных тренеров и всадников от работы с лошадьми в целом».

 

«Такое поведение надо жестко пресекать»

К петиции прикреплена ссылка на видео, но оно удалено со страниц и посмотреть его уже нельзя. Между тем, в беседе с корреспондентом Зелёного портала руководитель конного клуба Светлана Кривицкая не отрицала того, что описанная в тексте петиции ситуация действительно происходила в клубе. 

«Те, кто подписываются под этой петицией не знают, что такое лошадь в 600 кг. Она может убить всадника. Я занимаюсь 10 лет лошадьми и понимаю, как с какой лошадью обращаться. Одной можно пряником, а другой нужно люлей дать», - говорит она.

Светлана рассказывает, что лошадь на видео – частная. Собственность девочки-волонтера Кати. Девочке лошадь подарили родители. По словам Светланы, лошадь и сразу была «психованная», но поначалу девочке удавалось с ней совладать, так как она регулярно занималась с животным.

«Хотя у лошади были дебильные привычки, она могла встать на дыбы и упасть на спину: если девочка будет на ней, лошадь убьет ее. Я сказала, что такое поведение надо жестко пресекать. Мы вывели ее на асфальт, чтобы отбить эту привычку. Да, это опасно для лошади. Она один раз упала на асфальт, ей этого хватило. Больше она так не делала»,  - рассказывает Светлана.

 

Лошадь собрались сдать на мясо

Такие меры, по словам собеседницы, дали результат, и после этого девочка смогла спокойно ездить на своей подопечной. Но потом хозяйка лошади поступила в университет и уехала. Лошадью некому было заниматься. Кобыла просто стояла в стойле.

«А потом мне  как-то звонит Катя и говорит, что хочет сдать лошадь на мясо. Она сказала: «У меня на лошадь не получается залезть, она не дается. А если сяду, она иногда ни с того ни с сего разворачивается и прет в сарай. А сарай бывает закрыт. И я с ней вписываюсь в этот сарай». А лошадь просто не хочет работать, она же понимает, зачем на нее садятся», - поясняет руководитель клуба.

Тогда Светлана предложила забрать лошадь в клуб и помочь с воспитанием. После того, как лошадь освоилась с обстановкой начали обучение. Ее «гоняли» по кругу, чтобы утомить и после этого попробовать залезть, но она не давалась. Перепробовали все возможные способы ее оседлать.

 

«И что мне сделает петиция?»

И в итоге Светлана вспомнила старый фильм, где она увидела способ объездить лошадь, который описывается в петиции.

«В подвязанной ноге ничего страшного нет. Ее гоняешь по кругу, из-за подвязанной ноги она не хочет двигаться. Ее приходилось бить бичом. Но бич для коня никакой боли не приносит, только шерсть раздвинется. И  вот после этого лошадь потеть начала хотя бы, стала останавливаться. Катя села на лошадь, лошадь начала выпендриваться, и за это получила. И все. Потом она начала спокойно двигаться, мы отпустли ногу, и она пошла. Мы ее поблагодарили за это», - делится своим взглядом на ситуацию Светлана.

Она говорит, что в следующие дни лошадь вела себя уже гораздо спокойнее, а значит, выбранный способ принес свои плоды. К слову, видео, из-за которого разразился скандал, Светлана выложила на страницу сама, из отдельных роликов по воспитанию животного она хочет сделать видео, в котором будет отражен прогресс.

«Спасибо им за подписчиков, у меня 1,5 тысячи за двое суток. Можно сказать, хайпанула. Да и что мне сделает эта петиция, - говорит собеседница о сложившейся ситуации. - Я хочу – сегодня объезжаю этого коня, а завтра –  сдам на мясо, и мне никто этого законом не запретит. Но я пытаюсь помочь девочке, чтобы лошадь работала и жила».

 

«Думаю, что в возбуждении дела откажут»

А насколько ли вообще реально привлечь в Беларуси человека к ответственности за жестокое обращение с лошадью?

Юрист Анастасия Жаврид говорит, что в Беларуси есть административная и уголовная ответственность за жестокое обращение с животными.  Но лошади относятся к сельскохозяйственным животным, таким же, как коровы и свиньи. Из-за чего закон на них распространяется не совсем так, как на кошек и собак.

В Беларуси по ее информации пока никого не привлекали за жестокое обращение с лошадьми, и шансы на это невелики. 

«Нарушение закона устанавливает суд по материалам милиции. В данном конкретном случае можно подать заявление о проведении проверки. Но, думаю, откажут в возбуждении дела, так как, во-первых, на данный момент очень расплывчатая формулировка в законодательстве – нужно доказать увечье или страдание животного. А во-вторых, в отношении сельскохозяйственных животных мне неизвестно еще ни одного положительного исхода дела, потому что тогда сотрудники любой фермы у нас все будут нарушителями», - говорит юрист.

Она подчеркивает, что лошади, которые завершают свою спортивную карьеру, передаются на убой, что вполне законно.

«Не думаю, что в данном случае то, что происходит на кадрах, гуманнее скотобойни для социализированной лошади», - резюмирует юрист.

 

Проблема далеко не клубе

Зелёный портал обратился в Центр этичного отношения к природе, чтобы узнать их оценку ситуации. Его директор Людмила Логиновская пояснила, что проблема здесь далеко не в одном клубе.

«Конный спорт сам по себе негуманен. И тренировки негуманные, и соревнования, на которых лошади получают переломы, увечья. Отношение в этой сфере к лошадям потребительское, из-за чего лошади часто страдают. Поэтому наш Центр выступает против таких видов развлечений, как конный спорт», - пояснила Людмила Логвиновская.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость