12.02.2020 / 12:02

И наоборот: игнорирование гендерных проблем мешает справиться с кризисом.

Международный союз охраны природы представил метаисследование, над которым учёные работали на протяжении двух лет, и данные для которого собирали из более тысячи источников, – пишет The Guardian.

Они обнаружили очередной замкнутый круг: климатический кризис ухудшает положение женщин и девочек в мире (в данном случае речь о насилии), а эксплуатация по признаку пола и гендерная дискриминация в целом мешают преодолевать этот кризис.

Попытки улучшить состояние окружающей среды и адаптироваться к климатическим изменениям, особенно в более бедных странах, проваливаются, а ресурсы часто уходят впустую.

Одна из причин – ставшая привычной ориентация на мужчин.

Исследователи часто не учитывают в своих предложениях гендерное неравенство и то, что девочки и женщины сталкиваются со специфическими последствиями климатических изменений и государственных решений.

«Мы обнаружили, что насилие по признаку пола широко распространено и что есть достаточно много веских доказательств того, что изменение климата ухудшает ситуацию, – говорит Кейт Оурен, ведущая авторка доклада. – По мере ухудшения экологической обстановки усиливается нагрузка на экосистемы, что создаёт дополнительный стресс для людей. И факты говорят, что в местах, где усиливается нагрузка на окружающую среду, растёт уровень гендерного насилия».

60% респонденток и респондентов, участвовавших в опросе Международного союза охраны природы (всего опросили более 300 организаций по всему миру), заявили, что они наблюдали насилие по признаку пола в отношении защитниц экологических прав, экологических мигранток и беженок.

Также они отмечали, что эта проблема актуальна для районов, где совершаются экологические преступления и ухудшается состояние окружающей среды. В рамках метаисследования было обнаружено более 80 исследований, чётко показывающих такие связи.

Фото hindustantimes.com
Фото hindustantimes.com

 

Изнасилования и детские браки

К гендерному относят домашнее насилие, сексуальные посягательства и изнасилования, принуждение к занятию проституцией, принудительные браки и детские браки, а также другие формы эксплуатации женщин. В докладе отмечается, что в районах, где ухудшается состояние окружающей среды, всё чаще торгуют людьми, и что есть связь между гендерным насилием и экологическими преступлениями, такими как браконьерство и незаконная добыча ресурсов.

«Гендерное насилие является одним из наиболее распространенных, но наименее обсуждаемых препятствий, с которыми мы сталкиваемся в работе, связанной с охраной природы и климатическими изменениями, – говорит Оурен. – Нам нужно открыть глаза и начать уделять этой проблеме должное внимание».

Оурен нашла множество примеров тесной связи между насилием по признаку пола, эксплуатацией женщин и девочек и конкуренцией за ресурсы, которая возникла из-за глобального потепления и разрушения окружающей среды.

Например, в сообществах, где развита незаконная рыболовная промышленность в Юго-Восточной Азии, сообщалось о случаях сексуального насилия.

А в восточной и южной частях Африки есть заявления о том, что рыбаки отказывались продавать рыбу женщинам, если те отказывались заняться с ними сексом.

Незаконная вырубка и торговля древесным углем в Демократической Республике Конго также связана с сексуальной эксплуатацией, а в Колумбии и Перу нелегальные шахты тесно связаны с ростом торговли людьми.

 

 

Одних активисток насилуют, чтобы запугивать других

Исследовательская группа также обнаружила многочисленные примеры насилия по признаку пола, направленного против защитниц окружающей среды и активисток, которые пытаются остановить разрушение экосистем и деградацию природных ресурсов. Сексуальное насилие используется для того, чтобы подавлять этих женщин, подрывать их статус в обществе и запугивать всех остальных.

Тем не менее, согласно отчёту, лишь немногие проекты, направленные на сохранение экосистем, улучшение состояния окружающей среды или преодоление климатического кризиса, хоть как-то отражают признание существования этих проблем.

 

Меньше ресурсов – больше насилия

Из-за глобального потепления усиливается борьба за ресурсы. Причиной этому  экстремальные погодные условия – жара, засухи, штормы и наводнения становятся всё более частыми и разрушительными. В некоторых странах женщины и без этого находятся в особо уязвимом положении – они ограничены или лишены отдельных экономических прав. А когда возникает дополнительное социальное напряжение, вызванное климатическим кризисом, на них это сказывается в первую очередь.

В некоторых общинах девушкам приходится выходить замуж как можно раньше, потому что их семьи сталкиваются с трудностями, усугублёнными климатическими проблемами.

Предполагается, что во всём мире около 12 миллионам молодых девушек были вынуждены выйти замуж после того, как в их местности увеличилось количество стихийных бедствий. Также есть данные, что бедствия, связанные с погодными условиями, увеличивают уровень торговли людьми на 20-30%.

Женщины и девочки в бедных регионах традиционно выполняют такие задачи, как добыча воды и поиск дров, но со временем им становится всё сложнее это делать. Из-за нашей борьбы за ресурсы в некоторых регионах проблемы с питьевой водой становятся всё серьёзнее, а острая нехватка ресурсов, в свою очередь, подвергает женщин дополнительному риску насилия.

 

 mirkartinkah.ru
mirkartinkah.ru

Гретель Агилар, исполняющая обязанности генеральной директрисы Международного союза охраны природы, говорит:

«Ухудшение состояния окружающей среды в настоящее время влияет на нашу жизнь так, что его невозможно игнорировать. Меняется всё – от продуктов питания до рабочих мест и безопасности. Исследование показывает, что ущерб, который человечество наносит природе, также подпитывает насилие в отношении женщин во всем мире. Эта связь до сих пор в значительной степени игнорировалась».

 fotokto.ru
fotokto.ru

 

ООН признаёт проблему, а Беларусь - нет

На конференции ООН по климату в Мадриде в декабре 2019 активисты критиковали правительства за то, что те игнорируют тяжёлое положение женщин и детей и дополнительные угрозы, с которыми они сталкиваются.

Некоторые государства работают над тем, чтобы включить женскую повестку в свою политику в области климата и развития, и ООН в Мадриде приняла решение сделать план действий по гендерным вопросам частью климатических переговоров. Кампейнеры и некоторые страны надеются, что на решающих переговорах ООН по климату, которые пройдут в ноябре, удастся лучше рассмотреть эти проблемы.

Министерство международного развития Великобритании заявило, что оно уже учитывает гендерные проблемы в финансировании борьбы с изменением климата. Например, результаты широкомасштабного исследования по проблеме насилия в отношении женщин и девочек во время гуманитарного кризиса в Южном Судане, где около 75% женщин и девочек, когда-либо бывших в отношениях, пережили насилие со стороны своего партнера.

«Женщины и девочки могут непропорционально пострадать от изменения климата. Вот почему мы тратим британскую помощь на содействие продвижению гендерного равенства, а также на ведение борьбы с изменением климата», – говорит представитель министерства.

 bi.ua
bi.ua

В Беларуси есть Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства, цель которого – развитие механизмов внедрения гендерного подхода в процесс разработки и реализации мер государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Экология там упоминается лишь однажды и вскользь:

«В 2015 году женщины составили 34,7% от общего количества граждан, получивших субсидии для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности».

Ни этот План, ни другие официальные доктрины в Беларуси не учитывают гендерное неравенство как фактор, важный в решении экологических проблем. Более того, косвенно ссылаясь на тему экологии, государство оправдывает гендерную дискриминацию на рынке труда и существование списка профессий, запрещённых для женщин.

Например, женщинам запрещено изготавливать, заряжать и ремонтировать кислотные и щелочные аккумуляторы, изготавливать хлоропреновый каучук, латекс и полипропилен, обжигать известь при получении сахара, крахмала и патоки, работать в производстве ароматических углеводородов при переработке нефти, газа и выработке нефтепродуктов из них.

Вместо того, чтобы совершенствовать процессы и делать описываемые производства более безопасными для окружающей среды,

Государство просто ограничивает женщинам доступ к рынку труда и борьбе за ресурсы.

 Дмитрий Брушко, tut.by
Дмитрий Брушко, tut.by

Если мы посмотрим, как Беларусь работает с целями устойчивого развития, то увидим, что государственные программы не связывают экоориентированную экономику и гендерное равенство, считает исследовательница Ирина Соломатина. Это проблема понимания самого понятия: что такое экоориентированная экономика?»

По словам исследовательницы, и экологическая, и гендерная политика не является частью продуманной стратегии развития страны на будущее, и в этом главная проблема.

«Это исключительно тактический подход: когда удобно, об экологии и гендерных проблемах вспоминают, а когда неудобно – тут же забывают. Нет комплексного подхода к развитию страны, – говорит Ирина Соломатина. – У чиновников очень похожая риторика, когда они говорят «мы за экологию» и «мы за гендерное равенство». И их слова идут в отрыве от реальных сценариев на рынке труда».

Если государство заявляет об экоориентированной экономике, то тогда стоит пересматривать политику финансирования. Есть глобальная повестка: важно, чтобы женщины, развивающие экобизнес, получали инвестиции напрямую, а не через посредников в виде банков (выдающих кредиты). Именно эти женщины гарантируют существование самого места, где они организуют экобизнес и обеспечивают занятость локального населения, и люди не покидают эти места.

«В Беларуси это так не работает», – считает Ирина.

Хотя женщины берут кредиты в том же Европейском банке реконструкции и развития, который продвигает программу поддержки женского предпринимательства, но это не имеет прямо отношения к развитию женского экобизнеса.

«Но есть примеры других стран, где создаются объединения женского бизнеса, которые начинают претендовать на новый тип экономики. Они призывают финансовые структуры к прямому финансированию, – объясняет Ирина Соломатина. – Логика там простая: именно они, эти женщины, строящие экологический бизнес, обеспечивают выживаемость и дают работу людям в тяжёлых условиях (например, в некоторых африканских регионах такой бизнес даёт работу целым сообществам). И вот за такой стратегией будущее».

Автор:
Фотограф:
upliftconnect.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость