13.09.2019 / 09:09

Недавно Полесье выиграло крупный грант – ближайшие пять лет природоохранные организации совместно с местными жителями и государственными органами будут пытаться сохранить уникальную местность.

По словам заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Беларусь Александра Корбута, нам надо разработать план управления этими территориями.

«Мы надеемся, что в 2021-2025 годах будет выделено дополнительно финансирование для защиты охраняемых территорий. Для этого нам надо разработать закон о болотах, что покажет в том числе, что мы ставим перед собой задачу охранять и защищать эти территории. Мы надеемся привлечь иностранных специалистов, которые помогут разработать стратегию. Хотелось бы, чтобы на этих территориях развивался экотуризм и где-то даже охотничий туризм (позже в ответ на прямой вопрос Корбут пояснил, что под охотничьим туризмом имеет в виду развитие фотоохоты – прим. ред.)», - говорит Александр Корбут.

Сейчас же, по мнению замминистра, у проблем, с которыми сталкиваются охраняемые территории, много причин.

«Большие проблемы у нас возникают с охраной водных объектов. У нас много трансграничных территорий, и тот режим, который соблюдают соседние государства, сказывается на наших охраняемых территориях. Население активно занимается сбором ягод и грибов, что тоже сказывается на особо охраняемых территориях».

Для того, чтобы у Полесья был шанс сохранить биоразнообразие и оставаться важным перевалочным пунктом для многих мигрирующих видов, надо разрабатывать разные программы поддержания существующих и восстановления утерянных диких мест.

 21.by
21.by

Координатор природоохранных проектов Франкфуртского зоологического общества в Беларуси Виктор Фенчук отмечает: тот факт, что Полесье остаётся пространством нетронутой природы, позволяет этой местности быть безопасным местом для птиц и животных, которым сложно уже жить в других регионах:

«В Европе осталось совсем немного диких мест. В центре Европы сохранить дикость очень сложно, потому что человек здесь живёт давно  и может достичь любых мест. Те участки дикой природы, которые остались у нас, становятся всё более ценными с каждым годом. Есть много факторов: сохранность естественного покрова, труднодоступность, удалённость от дорог и пр.

Даже маленькие дороги, которые на первый взгляд могут радовать глаз, приводят к тому, что из большой дикой территории получаются маленькие природные кусочки, где местные виды сталкиваются с дополнительными проблемами. Например, лоси могут часами стоять и около дороги и ждать момента, чтобы перейти её.

В Европе ведётся большая работа, чтобы связать между собой разобщённые мелкие участки дикой природы. Есть буферные зоны, создаются разные связи. В Беларуси природные комплексы часто сохраняются и объединены в сеть. Нам надо много усилий, чтобы сохранить то, что есть, чтобы не разрушались и не фрагментировались природные зоны».

 ptushki.org
ptushki.org

Эксперт также обращает внимание, что болото Дикое раньше было крупнейшим в Беларуси участком дикой природы, а теперь стало самым доступным для человека болотом. Это может просто по-человечески очень радовать людей, но такие изменения крайне опасны для местных экосистем: малейшее вторжение человека может привести к гораздо большим по масштабам последствиям, которые будут наслаиваться одно на одно, что в свою очередь может привести к катастрофе – серьёзному изменению или уничтожению ландшафтов, изчезновению видов птиц, животных, насекомых и растений.

Но для того, чтобы защитные меры были наиболе эффективны, надо провести первоначальный мониторинг. Более того, мониторинги будут нужны и в процессе работы.

 Наста Захаревич
Наста Захаревич

Сотрудник Британского траста по орнитологии Адам Эштон-Батт рассказал о некоторых инновационных методах мониторинга дикой природы:

«Исследования траста в основном связаны с птицами, но мы также работаем с млекопитающими и рептилиями, а полученные данные используем, чтобы больше узнать о мире.

Проект по защите Полесья так важен, потому что в этой местности обитает большое количество разнообразных видов, в том числе редкие и угрожаемые виды.  Количество этих животных уменьшается по всему миру. Чтобы их лучше защитить, нам надо больше о них знать. Надо знать больше об их местах обитания, о местах размножения, об их питании и о том, как много территории им надо для выживания.

Но как всё это узнать? Обычно мы идём в поля берём сети, бинокли, наблюдаем за животными, идентифицируем и считаем их и сравниваем данные с информацией по тем странам, о которых мы уже что-то знаем. Полесский проект в этом плане очень сложный – мы не можем использовать эти методы, в первую очередь, из-за обширных территорий».

 photoclub.by
photoclub.by

Правда, проблема не ограничивается сложностью сбора информации на больших территориях. Эштон-Батт говорит, что на исследования влияют погодная изменчивость и сезонные колебания (животные более или менее активные в разных погодных условиях, в разное время суток и в разные поры года). Нельзя, по словам учёного, также игнорировать антропогенные факторы и глобальное изменение климата.

«Перед нами очень много вызовов, и было бы недостаточно традиционных методов работы, чтобы успешно закончить этот проект», – убеждён биолог.

Чтобы повысить шансы на успех, учёные будут использовать некоторые инновационные методы.

 tursar.ru
tursar.ru

«Первый метод, который мы будем использовать – это акустическое семплирование. Для работы по этому методу нужен специальный аппарат, который можно настроить на определённые звуки в окружающей среде. Например, его можно запрограммировать, чтобы он включался в определённое время или в качестве реакции на конкретные звуки. Это устройство хорошо подходит для записи звуков, которые издают животные, которых сложно увидеть – совы, летучие мыши.

Также это устройство удобно использовать для обследования обширных территорий, и мы можем собирать образцы на протяжении длительного времени. Ведь если мы работаем с человеком – специалистом по летучим мышам, то он может быть в одну единицу времени только в одном месте, а с помощью оборудования мы можем вести записи одновременно в разных местах.

Ещё одно преимущество этого метода – стабильность и беспристрастность данных. Когда информацию собирают люди, на результат их работы могут влиять индивидуальные особенности восприятия, а при машинном сборе данных такого рода ошибки исключены».

 euroradio.fm
euroradio.fm

Но что учёные будут делать с полученными данными? У них будут сотни и даже тысячи часов записей, которые надо как-то обрабатывать и анализировать.

«Всё это прослушать невозможно, - говорит Эштон-Батт. Поэтому мы разработали компьютерную программу, которая помогает автоматически идентифицировать звуки разных животных. Программа практически готова для работы с летучими мышами Полесья, и мы будем и дальше работать с тем, чтобы программа улавливала звуки сверчком, птиц, млекопитающих».

Особенность этого программного обеспечения в том, что программа не прислушивается к голосам самим по себе, а реагирует на малейшие изменения звука.

«Конечно, изначально программе надо дать образцы звуков, собранные коллегами в других странах, чтобы была информация о том, какие звуки каким животным соответствуют. Базовое программное обеспечение абсолютно бесплатно. Сейчас мы разрабатываем код, который поможет идентифицировать звуки. Но когда мы завершим работу, всё будет выложено в сеть, и это тоже будет бесплатно для пользователей».

Хоть акустическое семплирование имеет неоспоримые преимущество, этот метод нельзя назвать универсальным по одной простой причине: не все животные издают звуки. То есть, учёным надо было найти какую-то особенность, присущую всем без исключения живым существам, и придумать способ, как задействовать эту особенность в мониторинге дикой природы. Ответ оказался прост и сложен одновременно: каждый вид имеет свою уникальную ДНК.

«Животные при перемещении оставляют следы ДНК в окружающей среде, говорит биолог. У них могут быть повреждения кожи, например, а после смерти животного его тело разлагается, и ДНК попадает в почву или воду. Что же нам делать в данном случае?

Мы можем получить ДНК из окружающей среды – из почвы или воды. Таким образом мы можем идентифицирвоать, кому именно они принадлежат.

Это дополнительный метод иследования, который может использоваться в помощь акустическому семплированию. Преимущество ДНК-исследования в том, что это очень быстро работающий метод. С его помощью мы можем оценить, насколько эффективны наши меры по восстановлению мест обитания.

Так же, как и метод акустического семплирования, этот бетод абсолютно беспристрастен – мы исследуем животных с помощью химического анализа, а не просто визуально.

Как только вы получите определённое количество ДНК-экземпляров в вашей базе, этот метод исследования станет гораздо более дешёвым. Что касается ошибок, то они, конечно, могут иметь место, но есть важный положительный эффект этого метода: создаётся огромная база данных для хранения информации. И как только появятся новые методы работы с этими данными, у исследователей будет огромная база, с которой можно будет работать».

Зелёный портал будет следить за успехами проекта «Полесье – дикая природа без границ: сохранение одного из крупнейших ландшафтов Европы».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость