15.06.2015 / 09:06

Отходы Беларусской АЭС будут храниться внутри страны. Место для захоронения ещё не выбрали, но обещают обсудить с общественностью.

На строительство места захоронения радиоактивных отходов БелАЭС потратят $60 млн. Напомним, правительство утвердило стратегию обращения с радиоактивными отходами БелАЭС. В документе предусматривается обеспечение приемлемого уровня защищённости персонала АЭС, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, особое внимание будет сосредоточено на предотвращении аварий с радиационными последствиями.

Директор департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Республики Беларусь Станислав Черноусов пояснил, что этот вопрос прорабатывается: «Будут исследования, в том числе касающиеся экономической целесообразности, и площадка будет выбрана до 2023 года. Объект будет соответствовать нормам беларусского и международного законодательства».

Чиновник добавил, что выбор места захоронения и последствия его воздействия на окружающую среду обсудят с общественностью.

Пока хранилище не будет введено в эксплуатацию, отходы будут храниться на территории станции в Островце. Высокоактивные отходы останутся там на весь срок эксплуатации АЭС –– 60 лет.

Предполагается, что до 2028 года построят первую очередь захоронения. Накопленные на станции отходы извлекут и перевезут туда. Предположительно, на первом этапе в хранилище поступят около 1560 куб. метров отходов. Столько станция выработает за 10 лет эксплуатации.

За 60 лет работы станция выработает 9.360 куб. метров твердых радиоактивных отходов различных категорий и 60 куб. метров высокоактивных РАО. Чтобы просто сложить все эти отходы в одном месте, понадобилась бы яма глубиной два метра и площадью, равной футбольному полю.

Naviny.by попросили экспертов рассказать, какие последствия может иметь появление пункта захоронения радиоактивных отходов в Беларуси.

Татьяна Новикова, координатор белорусской антиядерной кампании ОО «Экодом»

«Оценка воздействия на окружающую среду атомной станции в Островце проводилась без оценки воздействия хранилища. Это неправильно. При принятии решения о строительстве АЭС необходимо было оценить последствия для окружающей среды захоронения. Очевидно, это –– объект высокой радиационной опасности. Мы должны были понять, насколько это для Беларуси экономически рентабельно и экологически приемлемо, а затем принимать политическое решение.

Есть долгоживущие элементы, период распада которых измеряется миллиардами и сотнями тысяч лет. У человечества нет возможности анализировать такие временные интервалы. Земля подвижна, теоретически невозможно создать такой объект, который бы на протяжении столь огромного периода времени мог гарантировать безопасность радиоактивных отходов.

Сомневаюсь в возможности Беларуси на высоком технологическом уровне обеспечить захоронение радиоактивных отходов. Например, строительство захоронения на территории Литвы финансирует ЕС. Беларусь же страна со значительным внешним долгом, которая строит атомную станцию в кредит. И я сомневаюсь, что нам это по силам. Строя станцию и планируя хранить отходы, мы обрекаем себя на вечную головную боль. Даже то отработанное топливо, которое всё же будет поставляться в Россию, не останется там навсегда. В России на нём заработают –– извлекут плутоний, уран. А то, что останется после переработки, вернётся, и это также надо будет хранить. Именно так выглядит процесс с Украиной.

Досадно, что общественность не слушали, когда обсуждался проект строительства атомной станции. Не будут слушать и теперь. В Беларуси существует разделение власти и социума, между ними железобетонная стена».

Юрий Воронежцев, физик, работал ответственным секретарём Комиссии Верховного Совета СССР по расследованию причин аварии на ЧАЭС

«На мой взгляд, количество отходов в стратегии недооценено. Например, образовываются тысячи литров жидких отходов, воды, которая используется для охлаждения. Образуется значительное количество солей.

В стратегии не прописано, что будет в случае возникновения внештатной ситуации, когда появляется гигантское количество отходов. Это очень хорошо видно на примере аварии на АЭС «Фукусима-1». Эта авария продемонстрировала, что ядерные могильники ещё опаснее, чем сама станция. Мы не говорим о катастрофе таких масштабов, но нельзя гарантировать, что станция будет работать без внештатных ситуаций.

Кроме того, в Беларуси нет специалистов для работы на атомных электростанциях, людей с опытом захоронения атомных отходов. Не знаю, как вообще можно разрабатывать стратегию, не имея опыта работы на таких объектах.

Наконец, в мире проблема атомных отходов не решена в принципе. Никто не знает, что делать с отходами. Могильники рассчитаны на 100 лет, а проблемы от них будут у людей в течение тысяч лет, пока будет работать так называемое облученное ядерное топливо. Беспомощность в обращении с отходами, по сути, и стала причиной того, что в Европе сворачивается атомная энергетика. Через 20-40 лет атомных станций в нашем регионе не будет. А у Беларуси будет большая проблема».

Юрий Бандажевский, руководитель координационного аналитического центра «Экология и здоровье» (Киев)

«Белорусы в принципе не должны иметь ничего общего с атомной энергетикой. Строительство АЭС в Беларуси и захоронения ядерных отходов создает предпосылки для исчезновения нации.

Из Беларуси пытаются сделать свалку ядерных отходов. Преступно идти на поводу у атомного лобби в Беларуси, которая больше других стран пострадала от Чернобыльской катастрофы.

Радиоактивное воздействие приводит к нарушению обмена веществ в организме и ослаблению иммунной системы. Так как территория Беларуси загрязнена очень сильно, радиация на жителей страны действует более агрессивно, чем на людей, живущих в экологически чистых районах. До сих пор не оценены масштабы воздействия радиации, так как многие данные были засекречены. Обследование метаболических процессов беларусов показывает, что у очень многих есть серьёзные нарушения. Мы констатируем дисбаланс элементов в организмах жителей Беларуси, особенное беспокойство вызывают дети. Ситуация со здоровьем очень плохая, а развитие атомной энергетики в стране проблемы только усугубит.

Свалка ядерных отходов –– угроза здоровью нации. Невозможно сделать консервацию, которая бы полностью гарантировала отсутствие утечки радиоактивных элементов. Такого не бывает. В Европе проблема ядерных отходов огромна, там нарастают отходы. То же самое будет и здесь. На мой взгляд, власти Беларуси хорошо представляют себе последствия строительства атомной станции в Беларуси. Если стоит цель, чтобы исчезло коренное население, значит, политика власти правильная».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЕсть ли будущее у БелАЭС?

Автор:
Фотограф:
15min.lt, wikipedia.org
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость