17.04.2020 / 10:04

По всему миру наблюдается значительное сокращение биоразнообразия, многочисленные виды теряют свою естественную среду обитания. Вспышка коронавируса может стать лишь началом массовых пандемий, пишет The Guardian.

Мейебу-2 (Mayibout 2) — небольшая деревня,  расположенная в Республике Габон на берегу реки Ивиндо, где проживают примерно 150 человек. В 1996 здесь прошла волна эпидемий Эболы, которая унесла жизни 21 из 37 инфицированных жителей деревни, включая тех, кто принес, приготовил и съел шимпанзе из соседнего леса.

Всего несколько десятилетий назад было принято считать, что тропические леса и дикая природная среда представляют угрозу для человека. Поскольку здесь обитают многочисленные экзотические виды животных, являющиеся переносчиками различных вирусов и патогенных микроорганизмов, способных вызывать новые болезни у людей. К ним относятся Эбола, ВИЧ и лихорадка Денге.

Но сегодня некоторые исследователи полагают, что уничтожая биоразнообразие человечество создает условия для новых вирусов и болезней, таких как Covid-19, который возник в Китае в декабре 2019 и перерос в мировую пандемию.

«Мы вторгаемся в тропические леса и другие территории дикой природы, которые являются домом для многих видов животных и растений — и в этой среде обитает множество неизвестных нам вирусов, - говорит Дэвид Кваммен (David Quammen), автор книги «Зараза» (Spillover: Animal Infections and the Next Pandemic «Распространение: Зоонозы и следующая пандемия»). - Мы вырубаем деревья; мы убиваем животных или сажаем их в клетки и отправляем на рынки. Мы нарушаем экосистемы, мы лишаем вирусы их естественных хозяев. Когда это происходит, они ищут нового хозяина. И зачастую им становится человек».

Photograph: Christine Nesbitt/AP
Photograph: Christine Nesbitt/AP

 

Нарастающая угроза

Исследования показывают, что всплески заболеваний, вызванных зоонозами, а также другие инфекции: Эбола, тяжелый острый респираторный синдром (SARS), птичий грипп, а теперь Covid-19  случаются все чаще.

Патогенные микроорганизмы передаются от животных людям и многие из них способны быстро распространяться. По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), три четверти новых или возникающих заболеваний среди людей имеют животное происхождение.

Некоторые из них, например, бешенство и чума передались людям много веков назад. Вирус Марбург, который, как полагают, передается летучими мышами, Covid-19, и Ближневосточный респираторный синдром (Mers), появились относительно недавно и распространяются по всему миру.

В этот список можно включить лихорадку Ласса, которая впервые была зарегистрирована в 1969 году в Нигерии, вирус Нипах в Малайзии, тяжелый острый респираторный синдром (Sars) в Китае. Другие болезни, подобно вирусу Зика и вирусу Западного Нила, впервые зарегистрированные в Африке, мутировали и распространились на другие континенты.

В 2008 группа исследователей изучила 335 заболеваний, возникших с 1960 по 2004, и по меньшей мере 60% из них были переданы человеку от животных.

Кейт Джонс (Kate Jones), ученый, профессор экологии и биоразнообразия, директор исследовательской группы по моделированию биоразнообразия в Университетском Колледже Лондона (UCL), называет зоонозы «растущей и очень серьезной угрозой для глобального здравоохранения, безопасности и экономики».

Все чаще, говорит Джонс, эти зоонозные инфекции вызваны изменением климата и поведением человека. Она говорит: «Это расплата за наше экономическое развитие».

Разрушение и девственных лесов в результате вырубки, строительства дорог, добычи полезных ископаемых, быстрый рост городов и рост численности населения приводит к более тесному контакту людей с дикими животными.

«Мы создаем среду, где вирусы могут легко передаваться, и потом удивляемся, что появляются новые болезни».

 

Вершина айсберга

«Для патогенных микроорганизмов не существует межвидовых границ», - говорит Томас Гиллеспи (Thomas Gillespie), профессор кафедры естественных наук в области экологии в Университете Эмори.

Он изучает, как сокращение естественной среды обитания и изменение поведения увеличивает риск передачи болезней от животных к человеку.

«Вспышка коронавируса не является для меня чем-то удивительным, - говорит он. - Большинство патогенных микроорганизмов нам еще предстоит обнаружить. Те вирусы, о которых мы знаем сейчас — это только верхушка айсберга».

По словам Гиллеспи, люди создают условия для распространения болезней, убирая барьеры между собой и животными - естественными носителями вируса.

«Мы ожидаем вспышку пандемии гриппа; мы можем ожидать высокий уровень человеческой смертности, другие патогенные микроорганизмы с другими последствиями. Болезнь аналогичная Эболе не распространяется быстро  (передается через прямой контакт с жидкостями организма больного). Но вирус, с таким же уровнем смертности как у Эболы и такой же заразный как корь, может привести к катастрофе».

Дикая природа страдает от действий человека.

«Из-за значительных изменений ландшафта различные виды теряют свои места обитания, что приводит к большей сплоченности среди животных, а также более тесному контакту с людьми».

Ричард Остфельд (Richard Ostfeld), старший научный сотрудник в Институте Экосистемных Исследований Кэри в Милбруке,  Нью-Йорк, говорит: «Среди ученых и общественности существует заблуждение, что экосистемы являются для нас источником опасности. Это неверно. Да, природа может представлять опасность, но именно деятельность человека наносит основной ущерб».

Остфельд упоминает крыс и летучих мышей, которые являются естественными хозяевами для многих патогенных вирусов и бактерий. Они тесно связаны с прямым и косвенным распространением зоонозных инфекций.

«Колонии грызунов и некоторых летучих мышей процветают, когда мы нарушаем естественную среду обитания. Чем активней мы вторгаемся в леса и естественные места обитания диких животных, тем большей опасности подвергаемся»,- говорит он.

Photograph: Gatha Ginting/AFP via Getty Images
Photograph: Gatha Ginting/AFP via Getty Images

 

Связь с рынком

Экологи утверждают, что вирусы и другие патогенные микроорганизмы могут также передаваться от животных людям на неофициальных рынках, где продают свежее мясо. Здесь животных убивают, разделывают и продают на месте.

«Мокрый рынок» (рынок, где продают свежее мясо) в Ухане, который считается отправной точкой распространения вируса Covid-19, известен тем, что здесь продавали диких животных, включая живых волчат, саламандр, крокодилов, скорпионов, крыс, белок, лис, циветт и черепах.

Городские рынки в Западной и Центральной Африке продают обезьян, летучих мышей, крыс, десятки видов птиц, млекопитающих, насекомых и грызунов вблизи открытых мусорных свалок.

«Мокрые рынки» создают идеальную среду для межвидовой передачи возбудителей инфекции, - говорит Гиллеспи. - Всякий раз, когда вы взаимодействуете с множеством различных видов в одном месте, в естественной среде, например, в лесу или на мокром рынке, может произойти передача вируса от одного вида другому ( spillover event)».

Рынок в Ухане и другие рынки, торгующие живыми животными, были закрыты китайскими властями. В прошлом месяце Пекин запретил торговлю и употребление в пищу диких животных, за исключением рыбы и морепродуктов. Но некоторые ученые говорят, что запрет на продажу живых животных на городских или неофициальных рынках не решает проблему.

«Эти рынки являются основным источником пищи для сотен миллионов бедных людей», - говорит Делия Грейс (Delia Grace), старший эпидемиолог и ветеринар в Международном научно-исследовательском институте животноводства, Найроби, Кения.

Она утверждает, что запрет таких рынков приведет к тому, что они уйдут в подполье, где гигиенические нормы не будут соблюдаться.

Вместо того чтобы рассматривать рынки как источник проблемы, мы должны искать причину в другом, утверждает Сесилия Таколи (Cecilia Tacoli), главный научный сотрудник Международного института окружающей среды и развития (IIED).

Photograph: Carl de Souza/AFP/Getty Images
Photograph: Carl de Souza/AFP/Getty Images

 

Изменение поведения

Изменения должны произойти как в богатых, так и в бедных обществах. Спрос на древесину, полезные ископаемые и ресурсы у северных стран приводит уничтожению ландшафтов и разрушению экологии, что ведет к возникновению болезней.

«Мы должны задуматься о глобальной биобезопасности, находить слабые места и помогать развивающимся странам, предоставляя им медицинскую помощь», - говорит Кейт Джонс.

«Сейчас болезни распространяются дальше и быстрее, поэтому мы должны реагировать еще быстрее. Это требует вложений, изменения поведения людей, и это также значит, что мы должны прислушаться к мнению сообществ», - отмечает Брайан Берд (Brian Bird), исследователь, вирусолог в Калифорнийском университете.

Очень важно донести информацию о патогенных микроорганизмах и болезнях до охотников, лесорубов, рыночных торговцев и потребителей, говорит Берд.

«Передача вирусов начинается с одного или двух человек. Решения начинаются с обучения и повышения осведомленности. Мы должны помочь людям осознать, что сейчас все изменилось. Работая в Сьерра-Леоне с пострадавшими от Эболы, я понял, что местным жителям не хватает необходимых знаний, которые они бы хотели получить», говорит он. «Они хотят знать, что им делать. Они хотят учиться».

Photograph: Andy Wong/AP
Photograph: Andy Wong/AP

Некоторые ученые  предлагают переосмыслить городскую инфраструктуру, особенно в малообеспеченных и неофициальных поселениях, как долгосрочные меры по предотвращению распространения вирусов в городах.

«Нужно подготовиться, - говорит Берд, - Мы не можем знать заранее, где возникнет следующая пандемия, поэтому нам нужен план, чтобы минимизировать последствия, который будет учитывать самые худшие сценарии». «В одном можно быть уверенным наверняка – следующая пандемия обязательно случиться».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость