17.09.2019 / 22:09

Зелёный портал начинает новую серию интервью с представителями дипломатических миссий и международных организаций, работающих в Беларуси и уделяющих внимание экологическим аспектам взаимодействия с нашей страной.

В этой серии мы постараемся рассказать о том, как другие страны решают свои экологические проблемы, с какими трудностями сталкивались и сталкиваются, ведя просветительскую работу среди населения, каким опытом внедрения различных зеленых технологий готовы поделиться с нами и почему экодружественный образ жизни – не простая дань моде, а залог устойчивой жизни будущих поколений.

И начинаем мы серию интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Швеция в Республике Беларусь госпожой Кристиной Юханнессон.

В современной истории дипломатических отношений Швеции и Беларуси были как взлеты, так и падения, но те исторические, культурные, экономические и социальные связи, которые создавали наши страны на протяжении десятилетий, так просто не разорвать. Только за последние два года после того, как посольство Швеции возобновило свою полноценную работу, оно организовало и провело в нашей стране немало ярких социальных и культурных событий, важной составляющей которых стала охрана окружающей среды и экодружественный образ жизни.

 

- Госпожа посол, Вы приступили к работе в Беларуси два года назад. Наверняка за это время смогли составить впечатление о нашей стране. Говорят, она зелёная и во многом похожа на Швецию. Это так?

- Да, ваша страна достаточно зелёная, как и моя. Швеция – очень вытянутая страна: наша северная часть находится за полярным кругом, но южная часть – похожа на Беларусь. Равнины, плоский пейзаж, развитое сельское хозяйство. Мы похожи и тем, что природа у нас и у вас всегда рядом - даже когда вы в городе.

-  Как и ваша коллега, бывшая госпожа посол Великобритании Фиона Гибб, вы бегаете, любите кататься на велосипеде. Шведы вообще большие поклонники велосипедов. Помните, кто научился вас кататься?

- Да, конечно. Даже помню свой первый маленький велосипед бордового цвета. Мы тогда только переехали в новый район. Я сказала, что я не хочу, чтобы к велосипеду прикручивали маленькие колесики, и отец сначала бегал следом и держал велосипед за багажник сзади. И как-то быстро получилось. Но я не умела тормозить, поэтому ехала-ехала, а потом просто спрыгивала с велосипеда, куда придется – на газон, в кусты. Ходила вся в синяках, пока не научилась. Но это было очень весело.

В Швеции многие люди ездят на велосипедах круглый год. Просто меняют летние шины на зимние. Для них это привычный транспорт для того, чтобы передвигаться между домом и работой. В Беларуси велосипед все-таки больше используют для прогулок или спорта. Ты можешь отправиться в парк, прокатиться по красивой велосипедной дорожке, но чтобы утром взять велосипед и поехать на одну встречу, оттуда – на другую, заехать в офис, так я здесь не пробовала. Это все еще кажется мне сложным. Потому просто стараюсь больше ходить пешком.

- В целом, вы считаете себя человеком, который ведет экодружественный образ жизни?

-Последние четыре-пять лет я стала больше обращать внимание на эту сторону своей жизни. Последний год в Швеции просто настоящий бум экологической дружественности. У нас есть довольно известная во всем мире девушка – Грета Тунберг, которая через социальные сети и акции, продвигает экологические идеи. Совсем недавно на парусной яхте она доехала до Нью-Йорка для участия в Саммите ООН об изменении климата.

Я бы сказала, что молодежь сегодня заставляет политиков, нас, взрослых, совершенно по-другому и намного быстрее принимать решения и полностью менять свою жизнь.

И я сегодня больше задумываюсь о своем экологическом следе, об экономии ресурсов. Даже здесь, в посольстве, мы все больше стараемся вести экодружественный образ жизни. Понятно, что многое из того, что мы делаем в Швеции, здесь, в Беларуси, пока не получается. Но мы поменяли лампочки и значительно сократили расходы на электроэнергию. Мы стараемся сортировать мусор и покупаем экологические моющие средства, отказываемся от пластика.

- Вы говорите, что молодежь в Швеции сейчас имеет серьезное влияние на взрослых политиков. И как взрослые относятся к такому «диктату» молодежи?

- Понятно, что некоторых взрослых эта молодежная активность раздражает, многие отвергают те данные, которыми оперирует молодежь и экологи, но дело правительства и дело политиков убедить людей всех возрастов в том, что нам сегодня нужно собраться, нам нужно сформулировать общую стратегию, потому что каждый из нас хочет жить в устойчивом обществе.

Даже те, кто не очень интересуется вопросами экологии, понимают, что мы сегодня с такой скоростью расходуем ресурсы, что скоро от них ничего не останется. И понятно, что если мы хотим хорошего будущего для своих детей и будущих поколений, то нам нужно собраться. И политики, как мне кажется, сегодня стараются найти баланс для того, чтобы все общество сделало это вместе.

- У вас две дочери, они вам советуют, как себя вести?

- Было время, когда мы ходили за ними и учили выключать свет, когда они были маленькими. Но потом они выросли, и уже сегодня они нас учат. Они очень щепетильно относятся к сортировке мусора. Сейчас, когда я приезжаю домой в Швецию, у меня ощущение, что стоят за спиной и проверяют, как я сортирую отходы. Им все время кажется, что я чего-то не доделываю.

Наши политики очень рано поняли, что дети воспитывают своих родителей, что работать нужно через молодых людей.

Когда наши специалисты приезжают в Беларусь, мы говорим с беларусской стороной о том, что может делать страна уже сегодня без крупных инвестиций. Понятно, что необходимая инфраструктура всегда стоит дорого, но все это будет в Беларуси, может быть, не сразу, но будет. Но что можно сделать уже сегодня? Наши специалисты говорят, что первый шаг – школьное образование. Нужно влиять на взрослых через детей.

- Сколько контейнеров для отходов обычно стоит у шведов в доме?

- Все всегда в ужасе, когда думают, что им нужно поставить в доме 5-6 контейнеров. Но у нас старая квартира, и пока еще у меня просто нет места под мойкой для такого количества контейнеров. Поэтому мы используем большой бумажный пакет, куда собираем разные сухие фракции.

Мы с детьми часто в ужасе от того, сколько мы вчетвером производим мусора в виде упаковок. Хотя и мы, и производители стараемся снижать объем мусора, все равно большой пакет набивается за два дня. Хорошо, что буквально в трехстах метрах от нашего дома есть площадка с контейнерами, куда мы относим картон, пластик, прозрачное и цветное стекло, металл, бумагу и газеты.

Так что, не важно, сколько контейнеров должно быть в идеальной ситуации - мне кажется, каждая семья может придумать для себя свою систему. Кто-то держит мусор на балконе в коробках, кто-то в доме в пакетах. Главное, чтобы муниципалитет организовал сбор отходов - недалеко от дома должно быть место, куда ты можешь отнести рассортированный мусор, потому что никто не хочет держать у себя неделями.

.

- Шведская революция ресайклинга – 99 % бытовых отходов перерабатываются – вызывает, одновременно, восхищение и недоверие.  Неужели такое возможно? Как Швеции удалось этого добиться?

- Шведы по характеру, конечно, не сильно отличаются от других народов. Да, сейчас мы более воспитаны, чем раньше. Но для этого потребовалась активная работа, чтобы убедить людей в том, что такой подход – в общих интересах. Потому важны изменения в законодательстве. Жесткие, особенно по отношению к нашим компаниям. Но жесткое законодательство требует и эффективного и доверительного диалога с бизнесом, иначе компании посчитают, что государство посягает на их бизнес, посчитают это произволом чиновников. Потому важно законодательство плюс диалог.

У нас есть закон об ответственности производителей: это значит, что компания, которая производит какой-то товар, который в последствии может превратиться в мусор (а это практически все компании), должна финансировать переработку отходов своей продукции.  Потому такие компании объединяются (например, все производители бытовой техники и электроники объединились в одну организацию, другие – в другие) и они оплачивают переработку. Разумеется, с помощью покупателей своего товара, в стоимости которого уже спрятаны эти деньги.

Такое законодательство заставило производителей задуматься, в чем они продают свои товары. В двух упаковках? А это нужно? Из чего сделана упаковка? Есть и различные системы поощрения для тех, кто использует для упаковки вторичное сырье или сырье, которое легко перерабатывается.

Очень эффективны медийные кампании, которые пропагандируют моду на зелёный образ жизни. Сегодня модно быть зелёным, вести устойчивый образ жизни – в это включаются селебритис, политики.

И если государство создает все условия для этого, например, делает площадки для раздельного сбора мусора в трехстах метрах от дома, а в семи минутах – открывает площадку, куда бесплатно можно привезти старый диван, микроволновку или стройматериалы, то вести себя правильно вещи становится легко. Так и получаются наши высокие результаты.

 - Говорят, для того, чтобы гражданам объяснить какую-то проблему, нужно выразить ее в цифрах, желательно в денежном эквиваленте, еще лучше, если эти деньги будут напрямую связаны с личным кошельком. Насколько выгодно жителям Швеции вести экодружественный образ жизни? Как государство стимулирует его?

- Буквально перед нашей встречей, я прочитала статью в шведском издании о том, как обычная семья может сэкономить в месяц до 500 евро. И в ней подчеркивалось, что важную роль в экодружественном образе жизни играют наши привычки потребления, наш шоппинг и т.д. Сейчас в Швеции очень модно давать вещам вторую жизнь. Открываются места, куда можно привезти вещи и недорого их отремонтировать.

Многие вещи шведы отдают на благотворительность. Молодежь больше задумывается над тем, нужно ли бежать на распродажу в торговый центр и покупать новые вещи, просто потому что дешево, или же важно, чтобы этот бренд занимался зелёными делами. Собирал старые вещи и давал скидку в обмен на новую продукцию. Или тестировал новые безопасные материалы. Или занимался ресайклингом. Мне кажется, что наши большие бренды сейчас все стараются что-то такое делать, потому что сегодня их клиентам, потребителям, уже не все равно.

Не все равно, в каких условиях работают женщины, которые производят эту продукцию в третьих странах, есть ли там достаточно света, получают ли они образование, могут ли они прокормить свои семьи и т.д.

В Швеции сейчас появляются магазины, в которых ты можешь купить некрасивые овощи и фрукты. Недавно я разговаривала с одним шеф-поваром, который рассказал, как был на юге Швеции, на ферме по выращиванию моркови. Фермер показал ему гору моркови и сказал, что ее придется утилизировать, потому что она «страшная» - кривая, слишком маленькая, слишком большая.

И этот шеф-повар, шведская звезда, ввел в своих ресторанах новую моду на «страшные» овощи и фрукты. Это значит, что если мы с вами закажем одну закуску, то в вашей тарелке может оказаться одна морковка, а у меня, возможно, три маленьких. Раньше рестораны стремились к красоте и идеалу на тарелке, закупая продукты только определенной длины и ширины, но сейчас красота в другом.

.

- Перенесемся из Швеции в Беларусь. Ежегодно посольства Королевства по всему миру проводят Дни Швеции. Проходят они и в Беларуси. В этом году День Швеции уделил большое внимание зеленой тематике в самых разных ее аспектах. Почему для посольства Швеции в Беларуси это важная тема?

- Климат и окружающая среда является одним из приоритетных направлений государственной политики Швеции, и это отражается и на работе МИД, а значит, и наших посольств по всему миру. Мы все стараемся продвигать экологически значимые темы. Это также связано с тем, что мы все живем на одном земном шаре. Так что, почему бы не рассказать другим странам о нашем опыте, о том, что сработало и что не сработало.

Но, конечно, у нас есть и более меркантильные интересы. В Швеции сегодня есть целый ряд компаний, которые внедряют новые зеленые технологии, готовы делиться ноу-хау, которые успешно работают на международном рынке. И если с беларусской стороны к ним будет интерес, нам будет очень приятно.

Мы видим, что в Беларуси очень большой интерес к экологической тематике. Каждый раз, когда мы что-то делаем в этом направлении, получаем много положительных отзывов.

Экологическая тематика в Беларуси объединяет активных людей, тех, кому не все равно. И это очень приятно.

- Буквально 21 сентября у вас на заднем дворике посольства будет очередное экодружественное мероприятие – гаражная распродажа. Как эта идея пришла к вам? И можно ли ожидать, что на распродажи будут вещи от Посла Швеции?

- Да-да, вещи будут. Я только что разобрала свой гардероб. Мы разговаривали с коллегами – послами других стран, которые летом уезжали из Минска, и очень критически отзывались о собственных привычках шоппинга, о том, что много покупаем и не всегда все носим. И тогда родилась эта идея гаражной распродажи. Мы обратились ко всем посольствам с таким предложением, и многие его поддержали. Не только, чтобы разгрузить шкафы, распродажа – это еще и благотворительность. Мы надеемся таким образом собрать средства тем, кто в них нуждается. Соединим полезное с приятным.

- Есть ли у вас планах другие зеленые мероприятия?

- Осенью этого года мы планируем сделать небольшую выставку про устойчивую моду, надеемся, что привезем в Беларусь шведских специалистов, которые занимаются этой тематикой. Сегодня большая проблема – найти более устойчивые материалы, чтобы иметь возможность экономить ресурсы, сократить количество отходов.

Наверняка еще устроим активность, связанную с придуманным в Швеции и очень популярным в нашей стране плоггингом. Шведы сейчас регулярно бегают и берут с собой маленькие перчатки и мешок, чтобы по дороге собирать мусор.

- Удивительно, что такое занятия придумали в Швеции, которая так тщательно собирает и перерабатывает мусор.

- Ой, нет, у нас еще его хватает, уж поверьте.

- Госпожа посол, вы упоминали, что не все задуманное в плане экологии в Швеции получилось. Что не вышло?

- Думаю, что какие-то законодательные шаги не были удачными. Например, когда в 1980-ые в Швеции решили ввести очень жесткие экологические меры по отношению к компаниям, многие из них были шокированы и стали искать лазейки, чтобы обойти закон. Но позже мы поняли, что предварительно нужно проводить большую информационную просветительскую работу: если обсуждать будущие меры со всеми заинтересованными сторонами, то можно договориться и принять общие правила игры. Когда давишь сверху и застаешь врасплох, реакция будет понятной – негативной.

- На ваш взгляд, есть ли у Беларуси потенциал, чтобы пойти по шведскому пути?

- Да, определенно есть. Сейчас Беларуси не хватает инвестиций. Но мне кажется, что сидеть и ждать инвестора с большим мешком денег, которые он просто так отдаст, придется очень долго. Не знаю, откуда он может прийти.

Поэтому, на мой взгляд, Беларуси нужно сделать переоценку в приоритетах, чтобы хотя бы начать этот процесс. Обозначить несколько задач, познакомиться с возможностями и альтернативами по их решению, выбрать для себя долгосрочную стратегию.

Когда страна начинает создавать инфраструктуру, на нее требуются большие вложения. Инфраструктура дорого стоит в любой стране. Потому стратегия и должна быть долгосрочной. Чтобы понимать, что в этом году мы сделаем вот это, через пять лет мы ожидаем, что будет вот так, через десять – мы будем здесь.

Нужно сознательно двигаться по этому пути. И параллельно очень активно работать в школах, с населениям. Судя по реакциям в разных регионах Беларуси, есть немало активных и заинтересованных людей и организаций, которые хотят и могут продвигать экологическую тематику. У вашей страны есть очень неплохой потенциал. И им нужно воспользоваться.

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость