21.03.2018 / 10:03

Сегодня по предложению ООН люди вспоминают о зелёных насаждениях, особо обращая внимания на леса, помогающие устойчивой жизни городов.

День всех видов лесов и деревьев, растущих вне лесных массивов, объявлен 21 марта. Его отмечают с 2013 года, чтобы рассказать как можно большему количеству людей о важности всех видов лесных экосистем для устойчивого развития.

Предложение описано в резолюции ООН, которая принята Генеральной ассамблеей. Генеральный секретарь напоминает из года в год: леса покрывают примерно треть суши. Это очень мало в масштабах планеты, но критично для существования человека.

«Более 3 миллиардов человек используют древесину в качестве топлива, для около 2 миллиардов человек леса служат источником пропитания и доходов, а 750 миллионов человек живут в лесах», – написал в 2013 году Генеральный секретарь ООН в своём послании.

 

В лесах – сосны, короед и бюрократия

Доля лесов в Беларуси выше среднемировой – около 40% территории.

Данные – минлесхоз, инфографика – БелТА
Данные – минлесхоз, инфографика – БелТА

А кое-где, по данным Белстата, в принципе открытых пространств немного: самый высокий показатель лесистости в Наровлянском районе Гомельской области – 78,7%, чуть меньше – Лельчицком районе Гомельской области(69,8%) и Россонском районе Витебской области (69%).

Площадь лесов в Беларуси за последние 10 лет увеличилась и 1 января 2017 года составляла почти 9,5 тысяч гектаров (более подробные, но немного устаревшие данные можно получить из последнего статистического сборника «Охрана окружающей среды в Республике»).

Кстати, они могли бы выглядеть иначе. Большая часть лесов в Беларуси – лесопосадки, или искусственные леса (подробнее здесь). Если бы они были естественными, то привычные для нас сосняки, вероятно, встречались бы реже.

И именно однородность лесных насаждений специалисты называют одной из причин нашествия короеда в этом году. Из-за него не только ведут большие незапланированные вырубки (кстати, больше всего в лесистой Гомельской области), но и решили менять лесной кодекс: старый ограничивает настолько сильно, что справляться с короедом (и бюрократией) всё труднее.

Сколько деревьев осталось и какова динамика – пока неясно: статсборник за 2017 год не опубликован. Но замминистра пострадавшего от коррупции лесного хозяйства сообщил, что в прошедшем году санитарные рубки провели на 25 тысячах гектаров, а заражено болезнями леса и вредителями было 120 тысяч гектар.

 

В городах – обрезка деревьев и выборочные посадки

Но важнее всё-таки не лес. ООН предлагает в 2018 году обратить внимание на деревья в городах и называет тему года. Это – леса для устойчивой жизни городов.

Минск в 1979 году, фото – Сергей Харевский
Минск в 1979 году, фото – Сергей Харевский

Несколько фактов:

  • Деревья улучшают местный климат, способствуя экономии 20-25% энергии для обогрева зимой
  • Летом продуманная посадка деревьев в городских районах способна обеспечить снижение температуры воздуха на 8С, уменьшая потребность в кондиционировании воздуха на 30%
  • Отгораживая дома от близлежащих дорог и промышленных зон, деревья снижают уровень шумового загрязнения.

Деревья в пределах городов – это парки, скверы, посадки вдоль улиц и отдельные деревья. ООН предлагает говорить о любых деревьях, вне зависимости от их статуса, и тем самым указывает, что ценны и «технические» насаждения. Например, Севастопольский парк в Минске: он находится в ландшафтно-рекреационной зоне, но юридически является не парком, а охранной зоной водозабора.

Есть ли у городских деревьев бич такой же, как короед у лесных – неясно. Но горожане с уверенностью скажут: это творческая омолаживающая обрезка районных «Зеленстроев» и вездесущие коммуникации, которые поглощают зелень на своём пути.

Ещё помнится участникам событий вырубка деревьев на Центральной улице, когда ради теплотрассы удалили 135 деревьев. Не наступила тёплая пора в новом году, а горожане уже заволновались: пилят липы по улице Шпилевского, подровняли кроны деревьям во дворах у метро «Восток».

Но надо признать, что обрезка становится более гуманной: от деревьев осталось гораздо больше, чем двухметровый пень. Хотя благоустройство, в рамках которого проходит такая обрезка, по-прежнему остаётся немного загадочным и непереводимым для иностранцев понятием.

Над бережным отношениям к городским деревьям нам ещё работать. Мало кто при вырубке говорит вслух, что они незаменимы: взамен удалённых вдоль улиц обещают новые, молодые саженцы, но вряд ли они появятся там же. Очень мешает засоленность почв, и «Зеленстрой» готов отказаться от идеи сажать вдоль дороги, разве что во дворах.

Иногда саженцы попадают в минские парки, добавляя зелени и вызывая ворчание тех, кто задумывается о композиции. Как это влияет на климат –  город пока не анализирует, потому что и без системной адаптации к изменениям дел хватает.

Чтобы найти какое-то решение вороха проблем, проектировщики-утописты мечтают создавать современные зелёные города. И, может быть, когда-то таким снова будет Минск.

Скверик перед колоннадой Академии наук во второй половине 60-х годов.
Скверик перед колоннадой Академии наук во второй половине 60-х годов.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость