22.03.2021 / 11:03

Парки, леса и другие зеленые зоны в городах и окрестностях постепенно застраиваются, и во многих случаях — вопреки закону. Рассказываем на примере активистки, которая отстояла лес у своего дома, как сохранить уголок дикой природы в городе

Зелёный ли город Киев? По неофициальным данным с 2005 года в Киеве исчезло более 20% зеленых зон и насаждений — и это только на территории столицы Украины. В эти 20% входят парки, а это — уже 1100 гектаров земли. Об уничтожении огромных площадей естественных и искусственно высаженных лесов данных вообще нет.

Отвечая на вопросы о том, куда пропали гектары посадок, власти умело выкручиваются, ссылаясь на то, что официальных данных нет, занижая реальные цифры, а также на то, что многие строительства приостановлены по решению судов. Это и не странно, ведь проворачивая нехитрые коррупционные схемы, застройщики легко могут откусить лакомый кусочек земли, и построить очередную многоквартирную высотку, даже если на Генплане таковой не планировалось.

Когда-то Киев называли "городом в лесу" и "зеленой столицей", но теперь у него есть все шансы потерять этот титул. Виной тому не только застройщики — часто решения о переквалифицировании зеленых зон в зоны под застройку принимаются практически на глазах у жителей районов столицы и прилегающих поселков. Эти решения согласно законодательству Украины принимаются органами местного самоуправления, данные открыты, и любой желающий может проверить их.

 

Цена леса: слежка, угрозы и сожженный автомобиль

"Рубрика" пообщалась с Валентиной Аксеновой, активисткой, которая буквально отвоевала зеленую зону у застройщиков. В 2017 году жительница села Петропавловская Борщаговка, узнала о вырубке леса посаженного еще в 50-60-х годах. 

Вумовский лес, такое название он получил в народе, был высажен неслучайно. Он нес в себе несколько функций, главной из которых было — сохранение ландшафта. Из-за дождей местность размывалась, и если бы не посадки, природный яр к нашему времени достиг бы таких размеров, что частный сектор после очередного ливня мог быть запросто снесен потоками воды. 

Когда лес начали вырубать, Валентина стала разбираться в документации местной Рады, что повлекло за собой череду последствий и стало поводом для того, чтобы местная община объединилась и сообща боролась с застройщиками. В результате отвоеванный лес стоил Валентине 2 сожженных машин, угроз собственной жизни и даже сына, сотни беспокойных звонков и слежки, в результате чего ей даже пришлось покинуть страну. 

Несмотря на угрозы и давление Валентине удалось сплотить людей в их общественной инициативе "Защити лес" и отменить генплан села Петропавловская Борщаговка, согласно которому на месте Вумовского леса выросло бы 14 многоэтажек высотой от 10 до 18 этажей (при норме — не выше 4 этажей). 

Громада Петропавловской Борщаговки шла к решению Верховного суда 4 долгих года и теперь является первой громадой в Украине, которой удалось получить решение в свою пользу в Верховном суде Украины. Решение отменило Генеральный план села на основе нарушения процедуры проведения общественных слушаний. В случае громады Петропавловской Борщаговки слушаний вообще не было — они были сфальсифицированы главой местного совета. Сейчас громаде удалось вернуть половину всей территории леса в коммунальную собственность и на три года полностью остановить застройку.

Примечательно, что решение Верховного суда об отмене Генерального плана села Петропавловская Борщаговка может стать полезным и для других громад. 

"Мы создали очень хороший прецедент, которым могут вооружиться другие населенные пункты в борьбе за свои права. Общественность должна участвовать в разработке градостроительной документации на местном уровне и это наше законное право, местные советы должны действовать согласно процедуры и интересы общественности должны быть учтены, а не только застройщиков и бизнесов приближенных к руководителям," — говорит Аксенова. 

 

Почему дикий лес лучше облагороженного парка?

Именно лес, а не парк, оказывает благотворное влияние на нашу психику. Обычная прогулка по пользе может даже сравниться с терапией: она может снизить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и концентрацию гормона стресса кортизол в организме. Это подтверждают исследования Университета Чиба в Японии, опубликованные в 2010 году. Именно поэтому жителям Петропавловской Борщаговки было так важно сохранить рядом с домом дикий лес в той мере, насколько это возможно.

И если для среднестатистического горожанина жизнь возле леса кажется диковинкой, то у британцев это, наоборот, считается огромным плюсом при выборе жилья. Взгляните на карту Лондона — в центральном районе внушительные территории занимает Ридженс парк, парк Батерси, Хамстед Хиз, Холанд Парк, Гайд Парк, Виктория, Берджес и другие. 

Тут следует объяснить: в Великобритании парками называют по сути рукотворные леса, а привычные в нашем понимании парки, облагороженные, с дорожками и лавочками для британцев — сады. Парки представляют собой дикие экосистемы, в которые почти не вмешивается человек: там не собирают листья, не спиливают старые деревья. Конечно, там не устанавливают ларьков и кафе и не переводят лесопарки под застройку. 

Лондон

 

Такое бережное отношение к лесу объясняется тем, что британцам уже пришлось пережить промышленную революцию. Воды в лондонской Темзе были загрязнены настолько, что купание в них могло привести даже к смерти, улицы — закопчены настолько, что здания покрывались черным слоем гари. Именно эта историческая память не дает теперь англичанам пренебрежительно относиться к уголкам живой природы. 

Тому же примеру можем последовать и мы, если начнем преображать заброшенные и неухоженные лесопосадки и леса столицы. Это не трудно, ведь сохранение практически не требует никаких активных действий. Важно ограничить антропологическое влияние на экосистему, чтобы сохранить природу в первозданном виде. 

Единственным вмешательством человека в экосистему Вумовского леса стало создание цветочных ковров. По инициативе местных жителей осенью там были высажены луковичные цветы — не в форме клумб, а, опять же, по примеру Лондонских парков, так, как будто цветы рассеялись самостоятельно. Пока что это только 600 крокусов, но если весной они прорастут и опыт будет удачным, в 2021 году будут созданы целые цветочные ковры: подснежники, пролески, ландыши и безвременники должны устлать подол леса. Только представьте, насколько завораживающим он станет!

"Такого парка еще нет в столичном регионе. Наш опыт могут взять себе на вооружение другие громады," — верит Валентина Аксенова.

Важно отметить, что крокусы этой осенью громада высадила самостоятельно. За свои же средства жители Петропавловской Борщаговки закупили луковицы, а посадили цветы на обычном субботнике — это заняло один день и практически ничего не стоило. Валентина отметила, что такие вещи возможно делать, не дожидаясь инициативы от государства. 

 

Как повлиять на судьбу зеленых зон в вашем населенном пункте?

Зелёный портал выбрал пару рекомендаций из списка в оригинальной публикации, которые помогут и в Беларуси.

1. Если есть возможность, то сравнить генплан и детальный план территории. Важно внимательно рассмотреть именно детальный план, ведь в некоторых случаях он кардинально отличается от генплана, хотя по сути, должен лишь уточнять его. Валентина объясняет, что [в её ситуации] такие отличия — результат махинаций местных властей и застройщиков. 

2. Самое главное, как рассказывает Валентина, — объединение усилий: "Кто-то может прочитать документацию, кто-то — написать иск в суд, кто-то может разработать информационную кампанию, разносить листовки, вести Facebook-страницы… Для этого нужно постоянно общаться, коммуницировать и выстраивать связи. Ценен каждый человек, который придет на собрание, и чем больше людей вовлечено в процесс — тем лучше".

После разговора с активисткой ясно: бороться с застройщиками нелегко — это требует огромных усилий и времени. Но это того стоит, ведь если закон на вашей стороне, как это было в случае госпожи Аксеновой, шанс сохранить лес или парк у вашего дома все же есть. 

Источник:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость