23.12.2016 / 12:12

Не так давно Витебский Зелёный портал объявил о начале нового проекта «Лохматые судьбы», в рамках которого собирался рассказать, как в новых семьях живут кошки и собаки — бывшие постояльцы Витебского приюта для безнадзорных животных. Первые наши герои — Елена и Баффи. Лену было непросто уговорить на интервью: она долго убеждала меня, что взяла кошку совсем не для того, чтобы об этом писали в СМИ. Но мой аргумент, что её пример может вдохновить других, стал решающим. И женщина согласилась.

По дороге в гости я вспоминала своё первое знакомство с Баффи. Тогда она ещё жила в приюте. Миниатюрная кошка с большими грустными глазами лежала на смятой постилке посреди железной клетки и не реагировала на мисочку с аппетитными кусочками. Тельце перетянуто бинтами, на голове — едва зажившие шрамы, нет верхушки уха… Ветеринар определил сразу: кошку били чем-то вроде металлического прута, такие раны мог нанести только человек. В приюте Баффи собирали буквально по кусочкам. Её, вопреки приютским правилам, даже не стали сразу стерилизовать: не хотели добавлять боли и так настрадавшемуся животному, тем более что и шансов выжить у Баффи было совсем немного. Но она выжила.   

Вот уж действительно правду говорят: не родись красивой. Несмотря на проблемы со здоровьем и, как потом выяснилось, не самый мягкий характер, Баффи забрали из приюта. Домой. Навсегда.

Теперь мне предстояло познакомиться с нею во второй раз. Какая она, домашняя Баффи? Кошка не бежит к дверям, посмотреть, кто пришёл. Она выходит к нам немного погодя, резво подбегает к хозяйке, проводит головой по её руке, потом легонько кусается и так же быстро убегает. Она — очень шустрая и подвижная, но бандаж ещё всё-таки носит. У Баффи была большая рана, которая никак не хотела затягиваться:

— Бок долго не заживал, — вспоминает Елена. — Я постоянно об этом думала, даже ночью от этих мыслей просыпалась. И моя вечная жалость вредила. Жалко надеть ей воротник: она же ни почесаться, ни поесть в нём толком не может. Ухожу на работу, думаю: ну, само заживёт. Как-то же у животных затягиваются раны. А пока я на работе, она как-то избавлялась и от воротника, и от попоны, и разлизывала рану — видимо, чесалось. Потому и пришлось нести её в приют. Там рану зашили, заодно и сделали операцию по стерилизации. Ещё немного времени, и попонку можно будет насовсем снять, — Елена гладит Баффи и, немного помолчав, добавляет. — Я надеюсь всё-таки, что это собаки её так порвали. Не хочу верить, что это сделал человек.

 

«Я не знала, что такое сложный кошачий характер»

Баффи — достаточно терпеливая кошка. Но, видимо, ей так надоели медицинские манипуляции, что она проявляет характер: рычит, когда хозяйка смазывает ранки или меняет попону. Иногда в ход идут когти и зубы — на руках Елены видны и свежие, и уже поджившие царапины. До появления в доме Баффи Лена с таким отношением к себе не сталкивалась. Здесь уже 19 лет живёт персидский кот Афанасий — образец душевного равновесия, доброго нрава и компанейского характера. Елена купила его для своей дочери Тани, когда девочке исполнялось 10 лет. Хотя, как признаётся, почти сразу же, взять в семью пушистого питомца хотелось больше не дочери, а маме. Теперь в доме живут два антипода — интеллигентный Афоня и оторва Баффи:

— Я не знала, что такое сложный кошачий характер. Но то, что Баффи оказалась такой, никак не повлияло на моё решение останется, она со мной или нет, — рассказывает Лена. — Мы ждём от всех котов одинакового поведения, мы хотим ласковых и покладистых, мы пытаемся их перевоспитать, можем злиться или раздражаться, когда они не оправдывают наших желаний. Но мы забываем самое главное: как и люди, животные имеют разный характер. Мы принимаем людей такими, какие они есть, мы не пытаемся их менять. Но почему мы хотим одинаковости в поведении от животных? Никогда нельзя сказать на 100%, что запуганный котейка превратится в суперобщительное существо. Но если с трепетом и пониманием отнестись к кошке, поняв, почему она такая и что ей пришлось пережить, то рано или поздно она ответит взаимностью. Просто надо набраться терпения.

 

Любовь с первого взгляда

И всё-таки, несмотря на огромный запас терпения и любви, на такой непростой шаг надо решиться. Тем более в доме уже есть кот, а совсем недавно Елена пережила очень глубокую личную трагедию, неожиданно ушёл из жизни муж. Баффи появилась не из-за желания заполнить образовавшуюся пустоту. Слушая рассказ Лены, я понимаю, что это была необъяснимая любовь с первого взгляда. Вначале и вовсе виртуальная.  

— Я увидела её фото, когда пролистывала новости на «Одноклассниках», прочитала статью. Помню, ещё комментарий написала о том, что мы, беларусы, к сожалению, наверное, не такие добрые, как о нас говорят. Потом ещё раз пролистала фотографии и… заболела. Неделю ходила, всё время думала об этой кошке. Все обстоятельства были против: дети у меня в России, сестра в Пскове, здоровьем надо заняться. Тут и Афанасия не на кого особенно оставить. Куда ещё вторая кошка? Думала, думала… и вопреки здравому смыслу решила, что я смогу помочь ей снова поверить в добро.

Лена считает, что Баффи лучше было бы жить всё-таки в частном доме. У неё сильные лапы, как раз для того, чтобы успешно ловить мышей. А ещё неудержимое желание копать — хоть песок, хоть наполнитель. Главное, чтобы зарыться туда поглубже. Но больше всего от неуёмной энергии молодой кошки страдает старик Афанасий:

— На кухне она ему есть не даёт, — улыбается собеседница. — Обоим ставлю тарелки. Баффи свою еду бросает и быстренько бежит смотреть, что там у Афони. А тот интеллигент, к тому же с детства плохо кушает. Поэтому уступает. Иногда я кормлю его в другой комнате. Так Баффи и там его в покое не оставляет. Пробежит мимо, но обязательно так, чтобы зацепить Афонин хвост. Кот подпрыгивает, оглядывается. А она назад уже бежит. И, пробегая, за ухо тронет. Специально его цепляет, дразнит.

 

«Не стоит ждать пока стерилизация станет государственной программой»

Елена рассказывает про проделки питомцев и смеётся, глаза теплеют. Сразу становится понятно: не только она нужна своим котам, но и они очень нужны ей. Но Баффи и Афоня — не единственные, о ком заботится женщина. Она подкармливает бродяг во дворе дома и на работе. Многие из них уже стерилизованы, оставшихся операция ждёт в ближайшем будущем. Лена считает, что массовая стерилизация — единственный способ реально решить проблему бродячих животных. 

— Я думаю, не стоит ждать, когда массовая стерилизация станет государственной программой. Надо собраться домами, договариваться и делать это. Как показала практика, после стерилизации дворовых животных формируется некая их постоянная группа, новые особи к ней не примыкают, и бесконтрольного размножения нет. Только благодаря таким действиям мы хоть немного приблизимся к цивилизованному обществу. Важнее проблемы безнадзорных животных я считаю только проблему деток в детских домах.

На прощание Лена просит переслать ей фотографии Баффи: дочь Таня ещё ни разу не видела новую постоялицу, хотя с самого начала знала о маминых сомнениях и всячески её поддерживала. Они с мужем тоже всегда помогают попавшим в беду животным, подбирают, лечат, потом пристраивают. А Баффи тем временем совсем расслабилась, улеглась на кровать и принялась вылизывать живот, всем своим видом показывая: я уже пристроена, я дома.

Автор:
Фотограф:
Виктория Дашкевич
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость