27.05.2015 / 04:05

Когда речь заходит об употреблении насекомых в пищу, у многих перед глазами встаёт картинка наподобие той, что на фото, и вслед за ней звучит клятва: «Ни-ког-да!». Спешу успокоить: этого красивого мадагаскарского таракана кушать не придётся. И удивлю: насекомых мы и так едим, постоянно и вполне успешно. Правда, пока неосознанно.

— Не менее 5 килограмм насекомых съедает человек за свою жизнь, по большей части живых, совершенно этого не замечая, — генеральный директор Государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам» Олег Бородин является компетентным источником в данном вопросе: он — энтомолог с учёной степенью, поэтому впечатлительным лучше смириться сразу.

— Личинки, живые насекомые, черви попадают в организм множеством способов, в основном с едой — овощами, фруктами, ягодами. У многих из них нет твёрдых покровов, поэтому мы их даже не пережёвываем, — продолжает учёный. — Недавно в магазине я наблюдал картину: в салате сидит целая колония тлей. Они зелёного цвета благодаря тому, что их пища богата хлорофиллом. Будь я не энтомологом, я бы просто их не увидел. Уверен, что большинство людей спокойно нарезали бы такой салат, и незамеченные насекомые легко попали бы им в тарелку.

Интерес, приведший корреспондента Беларусского зелёного портала в НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, как ни странно, связан с едой. Если коротко: население планеты растет, пищи на всех не хватает, о чём свидетельствуют многочисленные исследования. Сейчас около 30% от общей площади Земли используется для разведения скота. Кроме того, животноводство является одним из основных источников парниковых газов, приводящих к глобальному потеплению климата. 

Применение же насекомых учёные расценивают как возможное перспективное направление для решения продовольственной проблемы, в частности, получения белка для питания. Конечно, идея есть червяков и личинок в контексте отечественной кулинарии выглядит диковато, но давайте разберёмся. И Олег Бородин нам в этом поможет.

По его мнению, первая и основная проблема на пути насекомых к нашему столу лежит в психологической плоскости. Этот барьер поломать сложно, да и нет необходимости, считает Бородин.

— Употребление букашек в пищу не подразумевается в том понимании, в каком это подается в разного рода СМИ. Все насекомые — это только источник вещества. Приготовить такое вещество можно в любой удобной форме, которая доступна для восприятия каждому человеку. Ведь никто не берёт курицу и не ест её прямо в перьях? По отношению к насекомым есть предубеждение: раз оно идёт в пищу, то берётся прямо с лапками, крыльями — ешь, дорогой товарищ. Именно так это подаётся во многих репортажах об экзотической еде. Хотя такой формат, конечно, не исключён, — рассказывает он. — В рамках работы студенческой научно-исследовательской лаборатории структуры и динамики биоразнообразия, работающей при кафедре зоологии БГУ, иногда проводится «День гурмана», где мы готовим такую экзотику. Благодаря сарафанному радио на последнем мероприятии было около 80 человек.

Следующий важный вопрос — влияние мяса насекомых на здоровье человека. Многие правильно приготовленные виды содержат не просто много белка и мало жира, но и несут в себе множество редких и полезных элементов, набор которых можно получить лишь с дорогими экзотическими фруктами, а иногда — только в фармацевтической форме.

— У нас пока прорабатывается вопрос, как использовать этот ресурс для получения кормового белка для животноводства. Проводились исследования относительно химического состава, энергетической ценности насекомых как кормовых объектов для сельскохозяйственных животных, и эффект оказался весьма положительным. Что касается влияния на человека, то целенаправленно вопрос не изучался. Поэтому нет никаких оснований утверждать про какое-либо негативное воздействие. Но и просто экстраполировать результаты проведённых исследований на людей нельзя, хотя такие работы запланированы. Пока вопрос с финансированием! — отмечает собеседник.

В чем конкретно преимущество употребления насекомых в пищу? 

— В плане расходов правило «1 кг условного корма равен 100 гр конечного продукта» соблюдается в любом случае. Но классическое животноводство требует огромных полей, дорогого корма, затрат времени, энергии, воды и прочих ресурсов. В случае с насекомыми всё иначе. Биофабрика будет иметь несравнимо меньшую территорию, представляя собой фактически закрытую коробку. В замкнутой экосистеме, при минимальных площадях и отсутствии естественных природных регуляторов (болезни, хищники) выращиваемая масса насекомых достигает колоссальных значений, что позволяет получать большое количество белка за очень короткое время, — говорит энтомолог.

— Но скорость — это ещё не всё. Вместо дорогого корма насекомые могут получать то, что всё равно ушло бы на свалку: различные органические отходы. Кстати, такой проект (энтомодеградация) запускался в рамках компании «100 идей для Беларуси», где вышел в финал, — развивает мысль учёный. 

По его словам, для различных типов отходов предназначены разные виды насекомых, которые фактически будут их утилизировать. На выходе получится не только кормовой белок, но и биологически активные вещества: хитозан, пигменты, компоненты для фармацевтической и косметологической промышленностей.

— Что у нас есть на данный момент? К нам обращаются люди, которые пытаются внедрить эти технологии в практику. Проблема в том, что необходимо чётко проработать ряд вопросов в предварительном научном исследовании. Так мы получим конкретные разработки, которые можно внедрять с привлечением дополнительного финансирования. Сейчас у нас всё на этапе отработки этих методик, с подбором определённых видов, выявлением их энергетической ценности, химического состава и т.д., — подчёркивает Олег Бородин. — На базе нашего центра по биоресурсам мы планируем открыть лабораторный комплекс, где будет работать как демонстрационная линия по переработке органических отходов в белковый материал, так и накапливаться исходный материал для его последующего внедрения в практику.

Напоследок захотелось задать пару личных вопросов.

— А вы сами ели насекомых?

— Я ел всё, начиная от кольчатых червей. Главное — правильно приготовить.

— А сырых и живых?

— Нет, не вижу в этом необходимости. Я, как биолог, прекрасно отдаю себе отчёт, что насекомые — потенциальные источники возбудителей инфекционных заболеваний, пусть даже и неспециализированных переносчиков.

— И как на вкус? На что похоже?

— Всё зависит от приготовления. Когда мы проводили «слепые опросы», люди говорили, что на вкус и как креветки, и как рыба, и специфический, ни на что не похожий вкус. При этом ни разу не звучало негативных отзывов.

  • Справка: на нашей планете существуют около 1400 съедобных видов насекомых. В более чем 90 странах их регулярно употребляют в пищу в том или ином виде.
Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость