28.08.2018 / 09:08

Северный посёлок предлагают считать коттеджным и дать жителям возможность преобразить свои дома. Замечания и предложения к проекту ПДП можно высылать до 15 сентября.

От полного сноса до полного сохранения за девять лет

Вы можете не знать о Северном посёлке или думать, что он на краю света и полон наркоторговцев. Но на самом деле это выдающееся место: хозяева местных частных домов за 10 лет добились того, чтобы город оставил судьбу их домов на их же совести.

В целом это совпадает с градостроительной политикой: в 2011 году представитель Мингорисполкома напомнил, что не так давно генплан города предусматривал полный снос частной застройки (как и ПДП 2009 года), а сейчас – только частичный.

План детальной планировки района переделывали 3 раза: в 2009, 2012 и 2015 годах, ещё одно обсуждение прошло в 2018 году. Доля домов, идущих под снос, была разной. В этом августе было решено, что ничего сносят, а желающие могут проводить коммуникации, увеличивать площадь своих жилищ до 150 м 2 и более, а высоту – до 3 этажей.

Остальные, у кого нет сил, желания или денег, имеют право жить так, как хотят. «Мы не можем заставить собственника», – говорят проектировщики и добавляют, что надо лишь поддерживать на участке порядок.

 

Не сносят ни один из 316 домов

Зеркальный лакированный пол актового зала сверкал под ногами 160 человек. Они собрались в пятницу в школе номер 120 Заводского района на обсуждение плана детального планирования в районе усадебной застройки.

Речь про территорию в границах улиц Ангарской – Байкальской – пер. Алтайского – Алтайской – пер. Охотского – Иркутской – Магнитной. ПДП отличается от версии, которую обсуждали в марте, уменьшенной площадью (только усадебная застройка).

На обсуждаемом участке площадью 29,6 гектара стоит 316 домов со средним размером участка 5 соток, построенные в основном в 50-60 годах. Около 30 участков находятся в частной собственности, остальные наследуются пожизненно.

«Учитывая решения генерального плана, решения схемы реконструкции территории усадебной застройки, на территории рассматриваемых усадебных кварталов предусматривается сохранение усадебной застройки всех без исключения домов», – объявила разработчица проекта и главный архитектор проектов из УП «Минскградо» Зоя Заборовская.

Из новостей – сквер на Варвашени-Иркутской предлагают благоустроить; вдоль Магнитной сделают бульвар с существующими деревьями, расширят улицу Байкальскую в сторону нечётных домов. Размещение новых хозяйственно-бытовых объектов не предусматривается, и этого можно ждать разве что в будущем на соседних территориях.

«И последний момент – планировочные ограничения: в рамках работы выполнен расчёт по уровням загрязнения и шумовому дискомфорту», – закончила Зоя Заборовская свой доклад.

По её словам, допустимый уровень шума не превышен – не более 55-65 децибел вдоль магистрали, а значит, экологические условия благоприятны, инженерно-геологические – тоже, за исключением участков, примыкающих к зелёной зоне у ручья Дражня.

Сквер, который собираются благоустроить
Сквер, который собираются благоустроить

 

«Я хочу, чтобы в моём доме жили правнуки»

Главное, что волновало собравшихся жителей – надолго ли их оставили в покое. Этот вопрос повторялся не раз, и ответы были разными: во-первых, обсуждаемый ПДП рассчитан на 5 лет и, согласно ему, здесь ничего не сносят, ни одного дома.

«Будут ли гарантии, что если мы начнём ремонтировать и расширять дома, что через 5 лет не придёт бумажка о том, что нас сносят? [Мы хотим гарантии] хотя бы на 25 лет», – спрашивают жители после доклада проектировщицы.

«Гарантия – это утверждение ПДП», – отвечает им заместитель лавы администрации Заводского района Александр Степанов.

Александр Степанов – справа
Александр Степанов – справа

Проектировщика Зоя Заборовская попробовала объяснить:  утверждение ПДП прекратит выдвижение идей в отношении будущего посёлка:

«Надо иметь хоть один утверждённый документ, чтобы расставить точки».

Переспрашивает женщина в стильных жёлтых туфлях:

Какое 5 лет? Если у нас статус коттеджного посёлка, то дома реконструируют и приводят в порядок, мы  – как Дрозды. Вкладываясь в реконструкцию, я хочу, чтобы в моём доме жили правнуки и праправнуки».

 «Я не говорю про 5 лет. Я говорю, что ПДП, как правило, рассчитан на 5 лет», – пробует объясниться Андрей Степанов.

Затем они и представители местной инициативной группы дискутируют: были ли прошлые ПДП не согласованы из-за ошибок, или причиной тому изменение инвестиционной политики в городе? Впрочем, обе стороны стоят на своём. Жители добавляют:

«Мы ищем у вас ошибки, потому что нас сносят. Мы отвоевали и сквер, там не будет строительства. Но сколько можно воевать? Давайте решать вопросы совместно».

 

Что такое коттеджный посёлок?

Тем временем зал гудел.

- У нас будет статус Дроздов!

- Нет, нас снесут, и тут будут Дрозды!

Следом встал вопрос о том, что же такое коттеджный посёлок и кто именно превратит в него существующую застройку деревенского типа. «Деревенский» и «коттеджный» – два понятия, которые звучали на протяжении всего обсуждения, но представители администрации и УП «Минскградо» уточнили: они не нормативные и используются скорее для ясности.

Деревенской называют послевоенную застройку, и насильно, по словам ведущих презентации, никто её не будет ни во что превращать: пожилые люди, не имеющие ни сил, ни денег, ни желания проводить коммуникации или достраивать дом, вольны этого не делать.

Зал снова зашумел, пытаясь понять, где подвох.

 

Канализация или стратегическая экологическая оценка?

А затем случилось то, что всегда происходит на общественных обсуждениях – минутка стендапа о наболевшем.

«Я здесь не родилась, я асфальтовый человек, но очень хотела дом и продала ради этого квартиру. Прожила здесь 20 лет – и началась эта шумиха: то сносят, то нет!  А мы обустраивали дома за свои деньги: когда строились, то за свои деньги даже переносили столбы. Провести канализацию мне сейчас стоит 1,5-2 тысячи долларов. А деньги вернут? И дадут нам квартиру в Каменной горке, откуда я выехала, – и выступающая перешла к сложностям с канализацией. – Мы писали обращение, а получили ли ответ? Нет! Почему? Администрация Заводского района, здрасьте!»

Она поклонилась и ушла под аплодисменты. По её словам, проблема жителей в том, что при попытке узнать по поводу проведения канализации их отправляю из «Минскводоканала» в администрацию, а из администрации – обратно в «Минскводоканал».

Зампредседателя ответил, что они не могли не получить ответ, а вообще у администрации денег на канализацию нет, и Мингорисполком в финансировании им тоже отказал. Кто-то выяснял, можно ли отменить будущую стратегическую экологическую оценку и за эти деньги сделать канализацию (ответили, что нельзя).

Жители дружно решили, что пора бы обратиться в облисполком. Обсуждение закончилось мирно: люди потянулись фотографировать стенды и задавать вопросы приватно.

Можно добавить, что многие не поверили, что изменения надолго. Надолго ли в самом деле? На этот вопрос однозначно никто не смог ответить, видимо, потому что никто не знает.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость