17.02.2023 / 15:02

14 февраля подписан закон, направленный на урегулирование взаимодействия государственных органов и гражданского общества, внесены изменения в законы «О политических партиях», «Об общественных объединениях».

 

Ольга Смолянко
Ольга Смолянко

Зелёный портал поговорил о новых нормах законодательства и о ситуации с некоммерческими организациями с Ольгой Смолянко, юристкой, правозащитницей, руководительницей правозащитной организации Lawtrend.

 

Чего ожидать от закона «Об основах гражданского общества»

Этот закон – совсем новая инициатива. Европейских стран, где подобные законы существуют, нет.

Тезисы о необходимости урегулирования гражданского общества неоднократно звучали из уст Лукашенко и других чиновников. И эта инициатива была как «кот в мешке», было вообще непонятно, чего от неё ожидать.

В декабре прошлого года был опубликован проект. И стала очевидна его цель – закрепить законодательно особую форму взаимодействия организаций гражданского общества в рамках Всебеларусского народного собрания. По-простому, закон определяет узкий круг организаций, которые могут участвовать в работе Всебеларусского народного собрания, например, избирать его делегатов.

Это только определённые организации, которые соответствуют установленным законом критериям, например, численность членов которых составляет не менее 100 тысяч граждан. В одном из комментариев к проекту закона были названы всего пять таких объединений – Федерация профсоюзов, БРСМ, Беларусский союз женщин, Объединение ветеранов, Белая Русь.

- То есть подписанный документ – это создание законодательной базы для «своих» общественных организаций.

Так что этот закон в целом не меняет правового статуса существующих в Беларуси некоммерческих организаций. В нём нет ничего нового для широкого пласта организаций гражданского общества.

 

Что меняют обновлённые законы «О политических партиях» и «Об общественных объединениях»

В отличие от предыдущего закона, эта нормотворческая инициатива давно ожидаема: изменения в эти законы должны были внести еще в 2019 году. Но в итоге принятие затянулось на три года.

Самые существенные новшества устанавливаются для политических партий. Для общественных объединений (далее – ОО) изменения носят более точечный характер. Например, предусматривается, что республиканские ОО должны иметь отделения в областях и Минске; устанавливается запрет на размещение юридического адреса в жилом доме, разрешается только в административном здании; меняются сроки предоставления отчётов и другие технические изменения.

- Хотя и добавляются основания для ликвидации некоммерческих организаций, но принципиально нового здесь нет – по таким же основаниям они на практике ликвидируются и сейчас.

Возможно, новшества и были бы более важными, если бы в стране не шла массовая ликвидация НКО.

Можно было бы даже поискать в поправках позитивные изменения: например, сроки предоставления отчётов, информации о смене выборных органов ОО в регистрирующий орган увеличивается на месяц… Но какой в этом смысл, если субъектов, на которые распространяется обновлённый закон, остаётся всё меньше.

Вот на что стоит обратить внимание, так на необходимость приведения документов ОО в соответствие с новыми требованиями. Это не перерегистрация как таковая. Но здесь могут скрываться подводные камни, эта норма может стать дополнительным поводом для ликвидации организации – либо не привели в соответствие документы, либо привели, но не так.

- Что касается изменений для политических партий, то здесь более суровые требования. Устанавливается необходимость перерегистрации, и она будет проходить на основании очень жёстких критериев. Например, для политических партий устанавливается обязательное наличие организационных структур во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов и городов областного подчинения каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска.

Также требуется увеличить количество учредителей (членов). Если сегодня достаточно 1 тысячи человек, то по новому закону – 5 тысяч. Понятно, что в ситуации, когда на людей оказывается давление за членство в какой-либо оппозиционной партии, увеличить количество членов настолько будет нереально.

В общем, введённым жёстким критериям на сегодняшний момент ни одна оппозиционная политическая партия не соответствует.

Если партия не проходит перерегистрацию в Минюсте, а подать документы на перерегистрацию она должна в течение трёх месяцев со дня вступления закона в силу, то её деятельность будет прекращена по решению Верховного Суда.

- В последние два года идёт принудительная ликвидации НКО (независимые профсоюзы, экологические, правозащитные и другие организации), партии же в этом процессе пока были не затронуты. Теперь, по новому закону, их просто не перерегистрируют – при этом прикрываясь нормами закона.

 

Когда новые законы вступают в силу

Для начала документы должны быть опубликованы на официальном ресурсе – Национальном правовом портале, – и начнётся отсчёт. Срок вступления в силу установлен в самих законах.

И для этих двух законов он разный: основные положения закона об основах гражданского общества вступают в силу через три месяца после опубликования, изменения в законы о политических партиях и об общественных объединениях – через 10 дней.

 

Сколько НКО уже ликвидировано

С января 2021 года Lawtrend ведёт мониторинг некоммерческих организаций, которые с этого времени попали в процесс принудительной ликвидации и либо приняли решение о самоликвидации. По данным на 16 февраля 2023 года у нас зафиксировано 787 случаев, когда в отношении организаций приняты решения о принудительной ликвидации либо поданы иски. То есть это количество за 2 года и 1,5 месяца.

Процесс самоликвидации прошли либо проходят 430 организаций.

Многие из этих организаций ликвидируются под давлением, особенно на местах, в регионах, когда представителей вызывают на беседы и настоятельно рекомендуют самоликвидироваться.

 

Есть ли что-то обнадёживающее для гражданского общества на нынешнем этапе

На сегодняшний день (за весь поствыборный период) не менее трети некоммерческих организаций уже ликвидированы или находятся в процессе ликвидации.

Но в Беларуси ещё есть много организаций, которые работают, которые живые. Хотя, конечно, многие из этих организаций вынуждены занять неактивную позицию, многие в процессе выживания, а не деятельности

Многие организации, которые вынужденно, в связи с репрессиями покинули страну, продолжают свою деятельность на благо Беларуси. Беларусы прошли и проходят опыт солидаризации, взаимной поддержки.

- На законодательном уровне мог бы радовать тот факт, что в последнее время принимаются нормативные акты, в которых содержатся позитивные нормы, принятие которых на протяжении многих лет лоббировалось самими организациями гражданского общества.

Например, финансирование из бюджетов молодёжных и иных гражданских инициатив. Но на фоне существующей системы отношения государства к организациям гражданского общества говорить о «законодательном позитиве» сейчас не приходится.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость