— Мы видим, что за последние десятилетия сфера ядерной энергетики практически не расширяется, — поясняет наглядный слайд Энтони Фрогатт, независимый консультант по энергетике, старший научный сотрудник Королевского института международных отношений (The Royal Institute of International Affairs, Chatham House, Лондон). — Некоторые станции вводятся, но большинство выводятся из эксплуатации. Здесь особняком стоит Китай, о нём расскажу позже.
Пики закрытия станций приходятся на 1990 год, когда после объединения свою работу прекратили реакторы в Восточной Германии, и на 2011 год, когда произошла авария на Фукусиме.
— США всегда приводится как страна, поддерживающая ядерную энергетику. Но за последние два десятилетия атомные станции там не строили. Авария на АЭС «Три Майл Айланд» в 1979 году не имела существенного влияния, потому что замедление роста строительства началось до неё, — отмечает эксперт.
— И тенденция увеличения вывода станций из эксплуатации продолжится.
Европейский график соответствовал глобальным тенденциям до 1980-х годов, когда после роста наблюдалось сокращение и активное закрытие АЭС. Причина выведения их из строя — политические решения в Германии, Италии и Швеции, старение оборудования, экономические причины (Швеция, Германия), вступление в ЕС Болгарии, Словакии и Литвы.
В ЕС количество реакторов достигло пика в 1988 году, когда их было 177. Сегодня осталось лишь 128 — на 25% меньше.
Однако важно не только количество работающих ядерных реакторов, но и объём электроэнергии, который они производят.
Мировой пик выработки пришёлся на 2006 год, дальше наблюдалось сокращение объёма выработанной энергии. Показательно число ядерной энергии в сравнении со всей энергией, производимой в мире. В 1996 году эта цифра была максимальной — 17,6%, в 2014 году — всего 10,8%, через год она стала 10,2%. Как видите, доля ядерной энергетики весьма незначительна.
Из графика распределения производства энергии по странам видно, что всего две страны (США и Франция) генерируют более половины энергии, производимой на атомных станциях.
Из таблицы наглядно видно, что 40% все строящихся в мире реакторов возводятся в Китае. Учитывая, что приведены именно энергоблоки, а не сами станции (станция может иметь несколько энергоблоков), получается, что строительство более чем одной АЭС ведётся только в 5 (!) странах. При этом три четверти реакторов (правая колонка) имеют задержки по срокам строительства.
Если из таблицы исключить Китай, то количество строящихся реакторов и станций в мире будет невысоким.
Почти все объекты имеют превышение затрат и задержку ввода в эксплуатацию. Это приводит к значительному увеличению итоговой стоимости станции.
Средний мировой возраст реакторов — 28,8 лет. В Европе этот показатель составляет 30 лет, в США — 35 лет. Продление сроков эксплуатации — основная проблема для ядерной энергетики.
Рост ядерной энергетики остановился (красная линия), в то время как солнечная (зелёная линия) и ветровая (синяя линия) энергетики переживают бум.
Здесь очевидна чёткая тенденция сокращения роли ядерной энергетики в ЕС и возрастающее значение солнечной и ветровой генераций.
Сколько стоит?
Затраты на производство ветровой и солнечной энергий продолжают снижаться. Стоимость производства первой упала на 50% с 2009 года, солнечной — на 80% с 2008 года. Расходы на атомную энергию не снижаются, а только растут.
В некоторых случаях стоимость ветровой энергии уже достигает 3 цента за кВт*ч, солнечной — 3,6 цента.
В заключение Энтони Фрогатт сообщил следующее:
— На глобальном уровне ядерная энергетика уже прошла свой исторический максимум по большинству показателей: объёму производства электроэнергии, количеству действующих реакторов, строящихся реакторов, новых строительных площадок и т.д.
В ЕС это особенно заметно, так как реакторы закрываются по техническим, экономическим и политическим причинам и редко заменяются новыми.
Ключевым вопросом для атомной энергетики должно стать безопасное и экономное продление срока эксплуатации существующих реакторов. В противном случае на глобальном уровне существование этой отрасли станет нецелесообразным во всём мире через пару десятков лет.
Снижение стоимости возобновляемых источников энергии контрастирует с ростом затрат ядерной энергетики. Доля атомной энергетики теперь будет зависеть от соотношения общих системных издержек на неё и системных издержек на более широкое использование различных возобновляемых источников энергии, таких как солнечная энергия и энергия ветра.
В то время как экспорт российских ядерных технологий сегодня обходится дешевле, чем их покупка у производителей из ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития — прим. автора), вероятнее всего, китайский экспорт будет более конкурентным благодаря его более широкому доступу к капиталу, большему опыту и большему политическому весу Китая.
Франция — самая «атомизированная» страна
Франция — хороший пример страны с высоким процентом электроэнергии, вырабатываемой на атомных станциях (75-80%). Если раньше там с переменным успехом шли дебаты по поводу «атомной зависимости», на которые не повлиял даже Чернобыль, то после Фукусимы ситуация изменилась. Была разработана программа «энергетического перехода», согласно чему к 2025 году генерацию энергии на атомных станциях планируется снизить с 75 до 50%.
Впрочем, основные проблемы ядерной энергетики (удорожание стоимости производства энергии и давление альтернативных источников) не минули и «атомную цитадель».
— Наша ядерная промышленность стоит на пороге банкротства, — утверждает Ив Мариньяк, директор Всемирной информационной службы по энергетике (Париж). — Издержки растут как снежный ком, а эксплуатация ядерных реакторов всё менее эффективна ввиду низких цен на европейском рынке электроэнергии, а также из-за ошибок стратегий компаний. Правительство уже планирует оказывать государственную поддержку двум операторам атомных станций, по 5 миллиардов евро, чтобы не дать им обанкротиться.
В отдалённой перспективе Ив Мариньяк допускает 100%-ный переход на возобновляемые источники:
— Для Франции полный переход на возобновляемые источники для производства электроэнергии к 2050 году выглядит достаточно реалистично. Есть техническая возможность это сделать. Исследования показывают, что это не будет дороже, чем атомная энергетика. Нам нужно хорошо подумать, стоит ли инвестировать дальше в ядерную программу, потому что эти деньги пойдут в никуда. Сейчас как раз обсуждается этот выбор.
Франция начала «энергетический переход», движется к возобновляемым источникам энергии и будет сокращать долю атомной энергии.
Ядерная отрасль сопротивляется таким программам. Будет ли правительство и дальше её спасать или решится на полный переход к новым приоритетам — в ближайшее время эти решения будут иметь первостепенное значение.
Поезд в прошлое
Очевидно, что роль атомной энергетики в мире неумолимо снижается. Как бы нам не хотелось получить свой дешёвый атом, отгородится от мировых тенденций вряд ли получится. Реалии таковы, что стоимость ядерной энергии постепенно растёт. Сроки эксплуатации атомных станций весьма велики — 40-60 лет. При этом цена киловатт-часа с альтернативных источников падает буквально наполовину каждые 5 лет. При таком прогрессе через каких-то 10 лет АЭС будет дорогостоящей игрушкой, выключить которую станет дороже, чем было построить. Так стоит ли запрыгивать на подножку поезда, уходящего в прошлое?