03.11.2016 / 12:11

Прецедент есть. Суд Фрунзенского района Минска вынес решение по делу об административном правонарушении в отношении работника службы отлова госпредприятия «Фауна города». Зоозащитники говорят, что это первый известный им случай, когда в Беларуси привлекли к ответственности сотрудника службы отлова

Сотрудника предприятия «Фауна города» признали виновным по ст. 15.45 КоАП (Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель). Мужчина должен выплатить штраф в размере 11 базовых величин — 231 рубль, сообщает tut.by.

Инцидент произошёл 1 сентября у жилого дома в столичном микрорайоне Сухарево. По материалам дела, служба отлова бездомных животных приехала по заявке от председателя товарищества собственников дома — была жалоба на стаю собак, бродящую по окрестностям.

Дальше версии разнятся. Жильцы рассказали: мужчины начали стрельбу прямо во дворе и убили местную собаку по кличке Мармышка, причём умерла она не сразу, а несколько минут мучилась в конвульсиях. Хотя по инструкции должны применять только снотворное, после чего оформить животное в приёмник и там решать его дальнейшую судьбу. Но «Фауна города» настаивала: собаку никто не убивал, она в тот день вообще сбежала куда-то.

Слева — фургон службы отлова (в кабине находится Дмитрий Кранцевич), справа кадра виден силуэт его напарника. Посередине — убитая впоследствии собака. Скриншот из записей с камер наблюдения (видео не публикуется по этическим соображениям)
Слева — фургон службы отлова (в кабине находится Дмитрий Кранцевич), справа кадра виден силуэт его напарника. Посередине — убитая впоследствии собака. Скриншот из записей с камер наблюдения (видео не публикуется по этическим соображениям)

После допроса свидетелей суд детально изучил записи с камер наблюдения — они частично зафиксировали случившееся. Видно: у машин бегает несколько больших собак и одна небольшая чёрного цвета (по описаниям, убитая собака, за которой присматривали местные жители). Работник «Фауны» Дмитрий Кранцевич прицеливается из кабины метательным устройством со шприцами. Несколько перебежек по двору с напарником — и чёрная собака падает на землю, бьётся в конвульсиях, а через некоторое время неподвижное тело бросают в кузов. Известно, что обездвиживающий препарат (который должны были использовать) такого побочного эффекта не имеет. Местные жители настаивали, что собаку убили прямо на месте — что запрещено инструкциями для служб отлова.

После просмотра записей появились сомнения в правдивости слов работников «Фауны города». Те настаивали: в тот день поймали только трёх живых щенков (двух белых и одного рыжего). И чёрная собака, не подававшая признаков жизни, — на самом деле живой рыжий щенок.

Судья изучила видео, где видны те самые щенки. Работник не смог ответить на вопрос, почему чёрная собака не похожа на рыжего щенка. 

Выяснилось также, что отстрел животных по инструкции допускается только в редких случаях, когда животное явно агрессивно себя ведёт. На записи этого не видно.

Путаницу заметили и в письменных ответах ГП «Фауна города» на запросы. Перед этим в суде работники рассказывали: на вызов брали с собой метательное устройство со шприцами (заправленными обездвиживающим препаратом), но в итоге никого не «подстрелили». Хотя в ответах ранее писали, что «устройство использовали, но животное поражено не было».

В суде представители «Фауны» попытались объясниться, мол, «использование» — значит только, что устройство было заряжено шприцами и его брали в руки. Если бы выстрелили — было бы слово «применялось». А работник якобы только целился в одну собаку (хотя по записям — во всех животных вокруг).

Слово попросила очевидец случившегося Жанна Хацкевич:

— Я в первый раз в суде, и, может быть, я слишком эмоциональная. Но я ни в одном слове здесь не солгала и говорю правду! Собака подбежала близко к фургону «Фауны», мужчина в кабине прицелился из этого устройства — был щелчок. Собака побежала в кусты и начала падать на лапы, он вышел и стреляет повторно. <…> Собака билась в конвульсиях. <…> А потом бросили тело в фургон, она не двигалась уже.

Другая свидетель по делу, волонтёр «ЗООшанса» Анастасия Атрубенко, отметила: она лично видела валявшиеся на земле у фургона использованные шприцы. А трёх щенков в тот день передавали при ней (по хронологии это было уже после инцидента с чёрной собакой).

По закону у сторон процесса есть 10 дней на обжалование решения суда. Но, судя по их словам, этим правом они пользоваться не будут. Заявительница по делу, местная жительница Татьяна Андреева, с решением суда согласна.

Сам работник «Фауны города» Дмитрий Кранцевич отметил, что лично он обжаловать решение тоже не будет. К тому же штраф, судя по всему, ему поможет выплатить наниматель.

По информации пресс-службы Верховного суда Беларуси, к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.45 КоАП (Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, а равно истязание), в 2015 году былы привлечены 63 гражданина. Из них один человек был подвергнут аресту, всех остальных обязали заплатить штраф. В первой половине 2016 года по ст. 15.45 КоАП привлечены к ответственности 36 граждан. Здесь ситуация такая же — один был арестован, остальные 35 человек оштрафованы.

Отметим, с 28 января 2015 года в нашей стране введена уголовная ответственность за жестое обращение с животными. 

Статья 339 ч.1 УК РБ:

Жестокое обращение с животным, повлёкшее его гибель или увечье, совершённое из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом. 

То же действие, совершённое повторно либо группой лиц,  наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до одного года, или лишением свободы на тот же срок.

Зоозащитные организации вместе с обычными гражданами много лет добивались криминализации жестокого обращения с животными. 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

Зоозащитники об изменениях в работе милиции: «Собаку будут резать во дворе, а вы сможете только пожаловаться в исполком!»

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость