«В Беларуси пока энциклику не продвигают»
«Такое внимание со стороны Католической церкви экология получила первый раз», — так Анастасия Бекиш, консультант по климатической политике товарищества «Зелёная сеть», комментирует выход энциклики Папы Франциска «Laudato si», посвящённой окружающей среде и касающейся чисто экологических вопросов.
Оценили её в разных странах по-разному: «В Латинской Америке, африканских и юго-восточных странах, которые сильно страдают от изменения климата, её восприняли с большой радостью. А в Польше, например, очень прохладно: страна угольная, и, как ни удивительно, это сказывается и на костёле, — говорит Анастасия. Считается, что активное сжигание угля отрицательно влияет на климат планеты, а у поляков уголь является распространённым топливом. — В Беларуси наблюдается аналогичная ситуация: исходя из нашего опыта общения в последние месяцы, у нас пока энциклику не продвигают».
Потоп в Бразилии, штат Рио-де-Жанейро, 2011 год
Дождавшись, когда 18 июня обращение Папы Римского увидело свет, Зелёный портал обсудил её с ксёндзом Яном Романовским из прихода Вознесения Святого Христа в Гродно, директором епархиального портала grodnaensis.by.
«Эту энциклику ожидали давно, и она адресована всем людям, живущим на планете, как верующим, так и неверующим. Она затрагивает общие для всех проблемы, и папа призывает каждого человека осознать грех, который он совершает, нанося вред окружающей среде», — рассказывает ксёндз Ян.
На вопрос о том, как же повлияет выход энциклики на политику католической церкви в Беларуси, ответить было вне компетенции собеседника, и мы обратились в курию Минско-Могилёвской архиепархии в Минске. Там подсказали, что даже на службах пока её нет, так как документ не переведён ни на беларусский, ни на русский языки. Об экологической деятельности костёла рассказать также не смогли.
Об энциклике сейчас говорят лишь энтузиасты, как и занимаются экологией, за исключением традиционных для Католической церкви инициатив. Периодически молодёжь отправляется в велопилигримки, а в Красном костёле в Минске по инициативе ксёндза Владислава Завальнюка, увлекающегося пчеловодством, собирались открыть пасеку на крыше. Там же можно оставить бывшую в употреблении одежду.
Новые направления в экологической деятельности Католическая церковь в Беларуси открывает для себя, как правило, по инициативе отдельных людей. Один из костёлов, в деревне Лучай Поставского района, уже два года участвует в программе общественной экологической сертификации «Белый аист» благодаря своему ксёндзу Николаю.
«Мы занимаемся сбережением электроэнергии, проводим инфоработу с людьми, говорим о проблемах экологии, сборе мусора, затрагиваем тему распространения золотарника канадского (агрессивного инвазивного вида растения – прим. авт.) — его у нас много, — рассказывает он. — Также мы работаем со школами в парафии, проводили конференцию на тему экологии, порой говорим об этом и на службах, ждём перевода энциклики на беларусский язык».
Золотарник канадский
По словам Ларисы Яковюк, менеджера проекта по общественной экологической сертификации «Белый аист», до того, как с ней связались из Лучаев, найти заинтересованного представителя католической церкви не получалось.
«Я писала и звонила в областную Брестскую диоцезию в поисках костёла, заинтересованного в экологической работе. Там всё просили перезвонить, потом посоветовали поискать в Минске», – говорит Лариса. По её словам, поиски в столице тоже не увенчались успехом: «Когда люди не хотят, до них сложно достучаться», — подытоживает она.
Является ли экология социальным служением?
Таким образом, в плане экологической активности Беларусская католическая церковь, несмотря на вышедшую энциклику, пока не сильна и даже проигрывает православной: у православных, кроме документа, подобного энциклике, уже есть специальный экологический отдел в Гродненской епархии.
Но в целом отношение религиозных сообществ к проблематике отстранённое. Поясняет Евгений Лобанов: «Социальное служение в других плоскостях, например, помощь бедным, воспринимается нормально, но экологию не видят как социальное служение».
Это связано в целом с консервативностью церковных структур, на его взгляд, и поэтому вопрос понимается, как правило, на уровне: «Какое отношение мы имеем к экологии и почему должны этим заниматься?»
За границей: электромобили, сохранение лесов и борьба с землевладельцами
А вот чем занимаются католики в других странах.
В Италии есть первая вегетарианской католическая ассоциация — Cattolici vegetariani, основанная в 2009 году. Это умеренная партия, появившаяся на фоне формирования в итальянском парламенте совокупности людей, озабоченных защитой животных.
Отдельной темой является Ватикан. Там ещё в 2008 году появились первые солнечные панели, работает фотогальваническая электростанция на 100 мегаватт. В 2012 году у Папы Римского появился электромобиль, и некоторое время он передвигался на этой машине. В Ватикане практикуется раздельный сбор мусора.
В индийском штате Чаттисгарх костёл продвигает органическое сельское хозяйство. Работая с племенами, католический «Сервисный центр» пропагандирует новый метод выращивания риса, при использовании которого требуется меньше воды, применяются натуральные удобрения, а урожай со временем увеличивается.
Есть экологические новости у костёла в Украине: его представители призывают не рубить леса и организует велопаломничества. В социальной сети «Вконтакте» даже нашлась небольшая католическая велогруппа из Хмельницкого. Кстати, велопаломничества есть и в Беларуси.
Во франкоязычных источниках нашлась информация о Бразилии.
Как пишет Исакко Турина (Isacco Turina) в тексте «Католическая церковь и окружающая среда», католики порой играют видную роль в конфликтах между местными жителями и крупными землепользователями. В конце прошлого века преследованию подверглась сестра Дорои Станг (Dorothy Stang). Она убита в 2005 году в тропических лесах Амазонки, где она работала с бедняками, помогая им избежать угрозы крупных землевладельцев.
С 1980 года женщина жила с сельскими амазонскими семьями, которым угрожало выселение по причине строительства трансмазонской трассы. Вместе с этими людьми сестра Дороти переехала в штат Пара. При поддержке своего епископа она добилась того, чтобы государственные земли в регионе были отданы под проект по устойчивому развитию, который в то же время серьёзно ограничивал коммерческое использование земель. Убийство сестры, по мнению автора, произошло с подачи крупных землевладельцев и фермеров.
Трансамазонская магистраль