Почвы испорчены, но объём соли никто не ограничил
Вдоль проспекта Победителей вряд ли вырастут деревья – по крайней мере, без титанических усилий. Как сообщает гендиректор УП «Минскзеленстрой» Александр Ермолович, уровень засоленности почв там превышен в 22 раза. В среднем же по Минску – в 14. Среди лидеров по превышению также площадь и проспект Независимости, улицы Казинца и Куйбышева.
«Количество внесенных реагентов [на МКАД] каждую зиму превышало предельную норму в 1,3–2 и более раз», – говорит Александр Судник, заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН РБ.
Он поясняет: согласно старым нормам в документе «Зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь», на МКАД должны вносить не более 3,7-5 миллионов тонн реагентов, но в реальности вносят 6-7, иногда до 10. В 2009 году приняли новый документ, в котором нормы не зафиксированы.
В этом году соль появилась на дорогах Минска уже в ноябре, когда только-только пришли заморозки.
Как это влияет на деревья?
На дороги сыплют песчано-соляные смеси. По словам Александра Судника – просто соль, по словам заместительницы гендиректора по благоустройству Минского городского жилищного хозяйства Галины Гилевич – на 90-95% песок.
Соль и снег тают, потом с турбулентными потоками воздуха поднимаются вверх и оседают на деревьях. Это вызывает солевые ожоги, а весной – уничтожает побеги. После засоления почв деревья начинают сохнуть: из-за слишком высокого содержания ионов натрия они теряют способность брать воду.
«В 2015 г. вдоль МКАД преобладали ослабленные деревья — 49,14%, и без признаков ослабления деревья — 39,49%. Доля сильно ослабленных деревьев составляла 9,97%. В стадии усыхания находилось 0,83% от числа оцененных», – пишет «Экологический бюллетень», который можно прочитать на сайте Минприроды.
Мраморную и гранитную крошку по-прежнему у нас называют слишком дорогими, но альтернатив пока не придумали.
Пытается ли кто-то сохранить зелень?
Да, пытается, но выходит не очень. 118 000 растений получили подкормку этой осенью, более 10 000 стволов работники «Зеленстроя» обернули в спанбонд, из них 7 800 вдоль МКАД. Плёнкой закрывают почву у стволов деревьев в городе, некоторые отгораживают от улиц.
Есть и другие методы: озеленители пытаются сажать наименее уязвимые для соли породы. Среди них оказался ясень пенсильванский – родственник вымирающего на территории Беларуси ясеня обыкновенного. Зато, как говорит «Зеленстрой», перестали брать каштаны, которые болеют и гибнут. Активнее станут сажать деревья в контейнерах.
Деревья укрепил бы более подходящий уход, как считает ботаник и пермакультурный дизайнер Дэвид Браун: им нужно больше пространства для роста, но в первую очередь – сохранять их стволы от повреждений техникой. Эта проблема является бичом минских насаждений.
-
Эколог из Австралии Дэвид Браун: «Не знаю города, который нуждался бы в деревьях сильнее, чем Минск»
Проспект – это дендрологический Освенцим
«Несколько лет назад мы полностью меняли деревья вдоль проспекта Независимости на участке от площади Независимости до улицы Козлова. Заменили там грунт, создали дренажную систему для полива и подкормок, посадили взрослые деревья, за которыми ведем усиленный уход. И все равно часть лип каждый год меняем, потому что не выживают», – говорит Анжелика Пузанкова, руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов городского хозяйства УП «Минскзеленстрой».
Дендрологический освенцим – так с горечью называет это Игорь Корзун, координатор кампании «Городской лесничий».
«Здесь разговор должен идти не с Зеленстроем, а с архитекторами. У Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома есть чёткий проект того, как выглядит проспект: он должен иметь двухрядную посадку деревьев. И они пытаются хоть как-то его выполнить и сделать однорядную».
Мы моем стволы вдоль улиц и забываем о парках
По мнению Игоря нет нужды ежегодно тратить деньги именно на посадки вдоль улиц.
«Мне никто не сказал цифры до сих пор, но предполагаю, что это минимум 300 долларов за дерево, плюс дальнейший уход: обслуживание, подкормка, промывка почвы, которая ничего не даёт.
Эти колоссальные деньги можно было использовать на других озеленённых территориях. Например, провести в парках рубки ухода: их не было в течение последних 25 лет, по словам ландшафтных архитекторов Юрченко и Жлобо».
Проблема – не стоимость щебня, а претензии страховых компаний
«Нужны ли жёсткие реагенты – вопрос ещё и культуры вождения, – считает Игорь Корзун. – Мы могли бы использовать песчаные смеси, но при условии, что скорость движения автомобилей по городу будет не 60 км/ч. На мой взгляд, скорость на основных городских магистралях должна быть ниже – лучше 40 км/ч, на двухполосных – 30. Так справляются в Швеции».
В Минске нет дифференциации по типам городских улиц. Одна и та же улица одновременно служит нескольким целям. Первая – транзитный проезд от Жданович до Шабанов (пр. Победителей – ул. Ленина – пр. Партизанский). Вторая – обеспечивает доступа к недвижимости (магазинам, квартирам и т.д.)
По транзитным путям автомобили стремятся перемещаться быстрее, из-за чего это небезопасно для пешеходов (как в недавней трагедии с девочкой на переходе) и для автомобилей.
«Дорожники говорят: даже мелкий камушек может повредить стекло автомобиля, и мы не собираемся разрешать такие сложные ситуации. А им пришлось бы: в случае чего именно на дорожников возложат выплаты страховые компании. И главная причина в этом, а не в недостатке денег на гравий.
У нас водители отказываются принимать то, что зимой обстоятельства вождения другие: все хотят, чтобы были не зимние дороги, а гоночные трассы».