Практически с первого дня аварии территория республики подвергалась радиоактивным выпадениям, которые с 27 апреля стали особенно интенсивными. В результате изменения направления ветра до 29 апреля он разносил радиоактивную пыль в направлении Беларуси и России.
Вследствие интенсивного загрязнения территории была проведена эвакуация 24 725 человек с беларусских деревень, а три района были официально объявлены чернобыльской зоной отчуждения. Сегодня, на 2100 кв. км отчуждённых беларусских территориях, где была проведена эвакуация населения, организован Полесский государственный радиационно-экологический заповедник.
Чтобы оценить загрязнённость территории Гомельской области мы публикуем карты радиоактивных выпадений. На картах изображены уровни заражения территории радиоактивным цезием-137.
- Горящие поля отчуждения. Чем грозят пожары у ЧАЭС?
- Учёные предупреждают о радиационных рисках водного пути Е40 для миллионов людей
Гомельская область является одна из наиболее пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС. Уровни загрязнения на данный момент находятся в пределах от 1 до 40 и более Кюри /км2 по цезию-137.
Опасны ли малые дозы радиации?
На карте загрязнения территории Гомельщины в 1986 году видно, что максимальные уровни загрязнения находились в южной и в северной частях области. Центральные районы и областной центр имели загрязнение до 5 Кюри /км2.
К 2016 году, через 30 лет после катастрофы, период полураспада цезия-137 прошёл и уровни поверхностного загрязнения Гомельской области не должны превышать 15 Кюри /км2 по 137Cs (вне территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника).
Гомельский Зелёный портал обратился за комментарием к эксперту в области радиационного загрязнения территории Беларуси физику Юрию Воронежцеву.
— Насколько можно доверять официальным картам радиоактивного загрязнения наших земель?
— В принципе любым картам, которые публикуются из каких-то серьёзных источников можно доверять. Но тут я сделал бы оговорку – если дело касается какого-то конкретного населённого пункта, предположим, в деревне живут ваши родители и вы хотели бы узнать, где у них чисто, где грязно, где продукцию можно выращивать, а где нет, то в таких случаях эти карты не отражают детальную картину происходящего.
Поэтому я бы советовал сходить в Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь и попросить предоставить вам чёткую и конкретную карту вашего населённого пункта. По большинству населённых пунктов такие карты уже есть и по ним можно определить степень загрязнённости.
Учитывая, что загрязнённость обычно носит пятнистый характер, то на одном и том же огороде или поле, скажем в 20 соток, которое по выданной вам карте будет чистое, мы можем найти (не дай Бог), например, два достаточно грязных пятнышка. И мы можем выращивать там продукты, считать, что она чистая, а на самом деле из сорока мешков картошки два окажутся непригодными к употреблению.
Как очистить радиоактивные продукты в домашних условиях
— Почему не получилось сделать более точные исследования уровней радиации загрязнённых земель и можно ли сделать это самостоятельно с бытовыми дозиметрами?
— Это достаточно сложная работа и я не уверен, что она была проведена везде. Мы это делали ещё в 1991 году с помощью машины с высокой проходимостью. На ней был установлен радиометр — спектрометр Канберра, и мы ездили по полю гауссами и сканировали его. Именно это – самый надёжный метод, потому что те же авиационные съёмки уже не дают такого результата.
Ну а что касается бытовых дозиметров то они хоть и не дают такой точности, но если у вас есть поле в подозрительной зоне, скажем от 1-5 кюри, то лучше его просканировать самостоятельно. Можно затратить на это несколько дней, но так у вас будут более точные данные. Делать это необходимо медленно, поскольку определение уровня радиации занимает некоторое время.
— Существует стереотип, что домашние дозиметры подкрученные или подпорченные. Насколько им можно доверять?
— Тут скорее ситуация в путанице единиц измерения. Если раньше их выпускали с указанием в микрорентгенах/час, то сейчас аппараты уже создаются с другими единицами измерения. Если ранее было понятие мощности дозы, то сейчас – эффективной дозы. Если раньше всё измеряли в микрорентгенах/час, то, не увидев их на новых дозиметрах, часто возникает путаница. Бывают единицы в сто раз меньше, то есть, чтобы перевести в микрорентгены надо на умножить на сто и другие подобные ситуации. Поэтому люди и говорят «о, тут у меня было 50 микрорентген, а сейчас – 0,50 каких-то непонятных единиц. Значит он подкручен!». Но во всём можно разобраться.
В дозиметре от земли: откуда веет опасностью
Бытовые приборы достаточно объективны, но другое дело, если вы ими будете измерять продукты питания, как иногда делают — приставляют прибор к грибам и они как бы чистые. Но там совершенно другой принцип измерения содержания радионуклидов в продуктах. Если они уже будут светиться, то прибор что-то засечёт, но во всех других ситуациях – нет.
Конечно, нельзя говорить так, как заявляет официальная пропаганда что «всё закончилось, у нас уже чисто и хорошо и вообще нет радиации». Бывает, выловят какую-нибудь бабку и она говорит «а, дзе тая радыяцыя? Я яе не бачу!». На самом деле всё это есть и осталось, но если вести себя разумно, если пользоваться теми несложными рекомендациями, которые дают учёные, то можно вполне избежать тех неприятностей, которые несут нам последствия чернобыльской радиации.
— Приведённые нами карты основаны на показателях по цезию-137. Насколько он является хорошим показателем загрязнённости земель? Нужны ли карты по всем радиоактивным микроэлементам чтобы составить полную картину происходящего?
— Цезий – самый распространённый радионуклид из тех, которые выпали. К тому же он очень летучий, поэтому он распространился на территории значительно большей, чем тот же стронций. Есть карты и по стронцию и к ним тоже стоит обращаться, поскольку хоть он и менее летучий, но успел загрязнить изрядное количество земель.
Что касается плутония, то он осел как тяжёлый радионуклид в тридцатикилометровой зоне. А вот америций – элемент, который возникает при его распаде – крайне неприятная вещь. Это ещё большее зло, поскольку он существует в легкорастворимой форме и способен переходить в другие слои почвы. Но в основном эти элементы осели в 30-тикилометровой зоне, где люди не живут.
В беларусском молоке обнаружили уровень радиации в 10 раз превышающий допустимую норму
В первые дни и недели были актуальны карты по йоду, но никто их не публиковал, всё было засекречено и в результате этого население наших земель получило йодный удар. Если человек родился, условно говоря, в 1980 году и ему сейчас около 30 лет, то 80 процентов от той дозы, которую он получил, были приобретены им в первые недели и дни после аварии.
Поэтому если у меня спрашивают «надо ли было уезжать?» я отвечаю, что уезжать надо было 25 апреля, а сейчас стоит жить, но выполнять определённые ограничения и меры предосторожности.
К тому же если брать тот же Гомель, то отдельные районы в центре Москвы по уровню радиации были даже больше. Поэтому всегда стоит учитывать и другие экологические факторы загрязнённости вашего населённого пункта.
Справка:
Автором картографических материалов является МЧС Беларуси и МЧС России, которые совместно издали Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси.
Читайте также:
Юрий Бандажевский: коренное население чернобыльских районов будет вымирать