07.09.2016 / 13:09

Мусорные свалки полны жизни, их делят люди, которые сделали копание в мусоре своей профессией, и птицы, решившие построить на его основе стратегию своего жизненного успеха. Как живут 3 официальные столичные свалки (полигоны твёрдых бытовых отходов): «Прудище», «Северный» и «Тростенецкий»? Кстати, последний расположен в лесу, на окраине республиканского заказника «Стиклево» и считается едва ли не самым романтичным.

Он же и самый новый: открытие состоялось в 2007 году. За это время мусором удалось не только заполнить котлован глубиной 11 м и площадью 30 га, но и нарастить сверху кучу приличного размера.

Всё же по-настоящему впечатляют 2 другие свалки. Стоя на их вершине, можно увидеть и весь город, и даже полигон, расположенный на другом его конце. Это настоящие рукотворные горы весом в миллионы тонн. Их появление не должно никого удивлять, поскольку лишь малая часть мусора (порядка 5%), производимого минчанами, сегодня подвергается вторичной переработке.

Одна из причин столь скромных показателей заключается в том, что жители нашей страны не хотят сортировать свои бытовые отходы, сваливая в разноцветные контейнеры, которые не так давно стали появляться в городских дворах, всё подряд. В итоге за них эту работу выполняют те, кто сделал свалки источником своего дохода. Если долгое время это были бомжи, то кризис заставил включиться в столь своеобразный «бизнес» безработных и пенсионеров.

Ходит немало рассказов о ювелирных украшениях и чуть ли не целых сумках с долларами, найденных на свалке. Некоторые из них не так уж далеки от истины, но большинство «старателей» ограничивается более скромными находками: бытовой техникой, которую ещё можно починить и использовать, старой одеждой, продуктами с истёкшим сроком годности. Бумагу, пластик, металл и другое вторсырьё можно потом сдать в пункт приёма.

На Западе есть целое движение фриганизм. Его последователи собирают еду и другие необходимые им вещи в мусорных баках, но делают это не из-за бедности, а в знак протеста против потребительской идеологии. 

По данным ООН, от 30 до 50% производимого в мире продовольствия рано или поздно оказывается на свалке, пусть и в подгнившем виде. Это практически неисчерпаемый пищевой ресурс, который животные просто не могли не начать использовать. Причём речь идет не только о крысах. Даже аисты не брезгуют питаться на свалках.

Однако первопроходцами стали их коллеги из Испании и Португалии, которые просто перестали улетать на зимовку в Африку, поскольку на протяжении всей зимы могли найти на свалках достаточно корма. Зачем тогда отправляться в далёкий и опасный путь? Более того, пользуясь легкодоступными пищевыми ресурсами, местная популяция увеличила свою численность в десять раз.

Беларусь, конечно, не Пиренейский полуостров с его мягкими зимами, но многие наши аисты также не прочь поживиться на свалках, вместо того чтобы бродить по полям в поисках мелких животных, которых к концу лета становится всё меньше. 

Однако ему приходится выдерживать конкуренцию, прежде всего со стороны чаек. Ещё несколько десятилетий назад встретить их посреди Минска было не так уж легко. Но птицы проявили изобретательность: теперь они гнездятся на крышах заводов, а корм добывают на свалках.

Орнитологи Центра по биоресурсам Академии наук в этом году регулярно мониторили минские свалки. Они заметили пару редких черноголовых чаек, одна из которых была помечена цветным пластиковым кольцом в соседней Польше. И это не исключение: география таких открытий необычайно широка.

Наши свалки, словно магнит, притягивают птиц со всей Европы, включая далёкие Британские острова. 

Но не всё так печально. Сортировка мусора вс` же производится, пусть даже пока она и не столь эффективна. После выработки ресурса и так называемой рекультивации полигоны ТБО становятся живописными зелёными холмами, которые представляют собой своеобразный слоёный пирог, где мусор чередуется с грунтом. Есть планы превращать их склоны в трассы для катания на лыжах (благо крутой рельеф позволяет это сделать).

Сегодня на свалках, в том числе и исчерпавших свой ресурс, используются установки, которые вырабатывают электричество, сжигая так называемый мусорный газ.

Таким способом удается получить энергию, которой хватает десяткам тысяч квартир. Одна свалка способна работать таким своеобразным газовым месторождением на протяжении 15 и более лет.

Так что инвестиции в строительство газовых установок, которые оцениваются в миллионы долларов, не только окупаются, но и приносят прибыль. Вот и выходит, что свалки — наш общий стратегический ресурс. 

 

Источник:
Фотограф:
Ирина Самусенко, Павел Мартинчик, Валерий Мельников, tut.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость