«Зелёная» экономическая теория
«Та модель развития, которой мы пользовались до сих пор, привела нас к тем кризисам, которые мы имеем сегодня. Причём не только в экономической сфере, но и в социальной», — подтвердил региональный координатор Регионального бюро ЮНЕП для Европы Махир Алиев. Вместе с другими высокопоставленными гостями он принимал участие в работе недавнего XIII Республиканского экологического форума. Тогда с высокой трибуны впервые прозвучали заверения государственных лиц о готовности нашей страны внедрять в обиход принципы «зелёной» экономики как неотъемлемой части устойчивого развития. Сначала об этом сказал заместитель премьер-министра Республики Беларусь Михаил Русый. Его словам вторили министры и представители иностранных делегаций.
«Мы реалисты и отдаём себе отчёт, что технологический прогресс не остановить. Но нужно сделать этот процесс цивилизованным и продуманным, постараться вписать нашу всё возрастающую активность в естественные возможности планеты. Этот путь определяется как устойчивое развитие, которое предполагает бережное отношение ко всем ресурсам, гармоничное развитие экономики в сочетании с сохранением природы, обеспечением экологической безопасности и социальным развитием всего общества и каждого человека, — провозгласила первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Ия Малкина. — Большинство государств мира в последнее время активизировали свою экологическую политику и переходят к модели «зелёной» экономики. Развитые страны постепенно увеличивают инвестиции в альтернативные и «зелёные» энергетические технологии, активно внедряют современные экологические стандарты. Уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии».
«Республика Беларусь также рассматривает «зелёную» модель экономики в качестве важного инструмента обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности», — подчеркнула она. И хотя эта идея отражена в Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года, где на 2016-2020 годы заложены трансформация действующей экономики в «зелёную» и развитие высокотехнологических производств, а задачей второго этапа в 2021-2030 годах станет уже «поддержание новой экономической модели и её становление при сохранении природного капитала», в Беларуси до сих пор нет чёткого понимания, что же это такое — «зелёная» экономика? Как её осуществлять в условиях нашей республики, и возможно ли это в принципе?
Идти своим путём
Собственно, обсуждению данных вопросов и была посвящена отдельная встреча в рамках экофорума, на которую пригласили зарубежных и отечественных специалистов. Клод Райм, старший неключевой эксперт проекта «Техническая помощь для поддержки развития «зелёной» экономики в Беларуси», попытался разъяснить беларусам суть термина, рассказав, что «зелёной» называется «та экономика, при которой повышается благосостояние людей, обеспечивается социальная справедливость и при этом существенно сокращаются риски для окружающей среды и её обеднение». По его словам, при подобной модели экономического развития больше всего средств инвестируется в отрасли, связанные с увеличением природных богатств земли и уменьшением экологических дефицитов. К таким относятся возобнобляемая энергетика, низкоуглеродная транспортировка, энергоэффективное строительство, «чистые технологии», обеспечение питьевой водой, очистка сточных вод и воздуха, утилизация отходов, устойчивые сельское, лесное и рыбное хозяйства и т.д. Например, построенное на принципах «зелёной» экономики сельское хозяйство основывается на экологическом земледелии, выращивании аквакультур, рациональном использовании земельных ресурсов, в сфере обращения с отходами это будет максимальная переработка вторичных ресурсов, в промышленности — «умное» производство, полная автоматизация технических процессов, новые виды материалов с улучшенными свойствами и наноструктурами и упаковки товаров, в области транспорта — применение современных энергоэффективных средств передвижения, грамотная логистика, новые типы топлива, в секторе энергетики — энергосберегающие системы освещения, экономное отопление и прочее.
Осуществить такую экономику достаточно сложно, во всём мире пока нет общего для всех образца для подражания, отметил Клод Райм. Поэтому она должна полностью поддерживаться государством — системой дотаций, квот и штрафов за их невыполнение — и быть подчинена национальной стратегии развития и её приоритетам.
Беларуси предстоит идти не проторенными тропами, а искать свою, отечественную модель «зелёной» экономики, высказала своё мнение заместитель постоянного представителя ПРООН в РБ Екатерина Паниклова.
Мерила прогресса
Допустим, подобная модель устойчивого развития уже внедрена. Как в таком случае измерить её эффективность? По словам Махира Алиева, каждой стране на глобальном, региональном и национальном уровнях предстоит разработать собственные индикаторы успешности. Мировое сообщество ещё только готовится принять 17 целей устойчивого развития на предстоящем собрании Генеральной Ассамблеи ООН. Но так как устойчивое развитие неразрывно связано с экологией, мерилами прогресса будут объём выбросов СО2, качество воды и воздуха, процент вырубки зелёных насаждений, уровень содержания вредных веществ в почве и т.д.
«Все они позволяют определять степень того, насколько государство охраняет свою природную среду. Когда же мы говорим о необходимости интеграции экологической устойчивости в социальную сферу, культурную жизнь, нужно принимать другие индикаторы. Например, чтобы сверить достижение целей устойчивого развития в глобальном масштабе, существует около 100 критериев. Каждая страна, в зависимости от тех условий, в которых существует, должна подготовить свою систему координат. Она поможет отслеживать данную работу на национальном уровне», — обратил внимание Алиев.
Для этого в Беларуси нужно сформировать координационную группу, в которую войдут представители широких слоёв общества и других отраслей, а не только Минприроды. «Это позволит создать эффективные механизмы управления, а государству — обеспечить благоприятные условия развития «зелёной» экономики», — добавил он.
Когда защита окружающей среды имеет экономический смысл
В ситуации, когда ничего не понятно, помогает опыт тех, кто уже встал на данную стезю. Министр охраны окружающей среды и регионального развития Латвии Каспарс Герхардс рассказал, что в его стране тоже осознали необходимость перехода к «зелёной» экономике. Там всполошились после того, как были озвучены данные доклада Европейского агентства по окружающей среде о состоянии природных экосистем. Латвийцы пришли к пониманию: если не остановят негативные тенденции, рискуют потерять биоразнообразие, что, в свою очередь, неумолимо скажется на местной экономике.
«Мы поняли, что просто труда и капитала уже недостаточно для благосостояния. Важным и решающим в экономической системе оказывается вклад природного капитала. Поэтому защита окружающей среды у нас приобрела экономический смысл», — признался Каспарс Герхардс.
Сейчас Латвия строит свою экономику на эффективном использовании возобновляемых источников энергии, доля которых в общем энергобалансе достигла 35% (к 2020 году она должна составлять 40%, а в 2030-м и того больше), сохранении природного наследия и устойчивости экосистем. Там в первую очередь обратили внимание на строительный сектор. Большинство общественных и жилых зданий пока не энергоэффективны, и это обширный плацдарм для государственных манёвров. С 2009 года Латвия начала широкие инвестиции в энергосбережение многоквартирных домов. Такая мера помогла сократить расходы на их эксплуатацию и повысить занятость местного населения, говорит министр охраны окружающей среды и регионального развития страны-соседки.
Ищут в Латвии и возможности для интеграции экологических аспектов в налогообложении. Например, там есть налог на природные ресурсы, который позволяет поддержать «зелёные» преобразования в экономике. Серьёзно латвийцы подходят и к вопросу сохранения природного капитала. В следующем году там начнут картировать ценные биотопы, а сейчас думают, как использовать экосистемы, чтобы ограничить наводнения.
«Важно понимать, что «зелёная» экономика означает не только технологическое совершенствование, но и должна включать преобразование общества», — правильно заметил Каспарс Герхардс.
В стиле LIFE
Несмотря на новизну такого явления, как «зелёная» экономика, в мире уже накопились примеры её удачного воплощения. Ими поделился руководитель Ассоциации местных повесток-21 Северного Рейна-Вестфалии, эксперт Министерства защиты климата, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, защиты прав потребителей Северного Рейна-Вестфалии, доктор Клаус Ройтер. По его словам, в испанской Валенсии в 2000-2004 годах в рамках проекта ECOBUS был организован сбор растительного масла из ресторанов и частных домов. Оно пошло на изготовление биотоплива, на котором потом ездили 480 автобусов. Как результат, в регионе снизилась эмиссия выхлопных газов и улучшилось функционирование системы канализации. Во Франции в 2006-2007 годах успешно реализовали проект PAMELA, который был направлен на эксплуатацию и демонтаж самолётов с истёкшим сроком службы. Объём отходов, остающихся от летательных аппаратов и отправляемых на свалки, в итоге сократился с 45 до 15%. А в рамках проекта «S-House» в 2001-2005 годах в Австрии многие дома были возведены из переработанных строительных материалов, но тем не менее с сохранением высоких стандартов энергоэффективности. В числе успешных назвал Клаус Ройтер и программу управления рисками наводнений в Риге, реализованную в 2010-2013 годах как одна из мер противодействия изменению климата.
Модернизация «по-зелёному»
Замглавы природоохранного ведомства Ия Малкина говорит, что и в нашей стране уже осуществляются конкретные шаги по «озеленению» действующей экономики. Например, внедряются современные энергоэффективные технологии, расширяется использование возобновляемых источников энергии — солнечной, ветровой, геотермальной, биогаз, экологически безопасных технологий производства сельхозпродукции, ведётся строительство «зелёных» жилых кварталов и микрорайонов, совершенствуется система управления отходами, увеличивается доля транспортных средств, соответствующих современным экологическим требованиям, всё больше применяются альтернативные виды топлива и т.д. По её словам, всё это является свидетельством того, что «зелёная» модернизация республики набирает темпы.
- Про индексу экологической эффективности Беларусь уже переместилась с 73 места в 2005-м году на 32-е в 2014-м. Но то ли ещё будет, когда «зелёная» экономика заработает в Синеокой по полной.
В качестве примера эффективного использования инновационных подходов в экологической сфере замминистра назвала систему сбора и переработки отработанных масел и считает, что в Беларуси весьма перспективен рециклинг бытовых и промышленных отходов. Кроме решения экологических проблем, он способствует созданию новых рабочих мест, значительной экономии энергии и исходного сырья. Наглядным примером, на взгляд руководителя Минприроды, служит обустройство системы сбора, сортировки, захоронения мусора в Кобрине и Мостах.
«Но для этого надо стимулировать развитие экологически чистых производств, увеличение повторного использования отходов взамен традиционных источников энергии», — отметила Малкина.
Самый «зелёный» проект
Примечательно, что многих из этих замечательных инициатив не было бы и в помине, не будь поддержки международных доноров: ПРООН, представительства ЕС, ГЭФ. Именно с их подачи в нашей стране с января 2015 года начал осуществляться многокомпонентный проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике», финансируемый Евросоюзом. Своей задачей он ставит «озеленение» национальной экономики. Проект бюджетом в 5 млн евро имеет много партнёров: Минлесхоз, ЖКХ, Минэнергетики при кураторстве Минприроды, охватывает 4 области: Минскую, Брестскую, Гродненскую и Гомельскую — и продлится до 31 декабря 2017 года.
«В Евросоюзе существует большая программа, которая так и называется: «Зелёная экономика». Наш проект является одним из её компонентов и реализуется Программой развития ООН. Он очень практический и предусматривает много пилотных мероприятий, организованных совместно как с органами государственного управления на самом высоком уровне, так и местными общественными организациями. С его помощью мы попытаемся показать, как на практике реализуются принципы экономического роста с учётом сохранения окружающей среды и достижения социальных благ», — рассказывает руководитель проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике» Ольга Чабровская.
По её словам, в проекте заложены 4 компонента. Первый — информационный, предполагает экологическое образование и проведение широкой просветительской кампании, направленной на различную возрастную аудиторию: школьников, молодёжь, взрослых. В отдельной фокус-группе будут предприятия-производители и потребители.
В рамках информационного компонента предусмотрена поддержка проекта Центра экологических решений — Зелёной карты Беларуси. Она будет развиваться и охватывать все пункты сборы и предприятия страны, занимающиеся переработкой вторичных материальных ресурсов.
Запланировано создание двух информационных центров в заказниках «Прибужское Полесье» в Брестской области и «Свитязанский» в Новогрудском районе, внедрение «зелёного» транспорта — электромобилей, велосипедов, роликов — словом, всего того, что работает не на ископаемом топливе, — в Несвиже. Задумано также снять видеофильмы и разработать компьютерные игры по теме «зелёной» экономики, а заодно развивать сайт greenlogic.by.
Второй компонент проекта — пилотный. Он предусматривает конкретные инициативы в 4 регионах. Так, на Борисовской бумажной фабрике Госзнака планируют поставить линию по переработке макулатуры в офисную бумагу.
«Для Беларуси это экоинновация, нигде такого в стране больше нет. Мы думаем перерабатывать до 2000 тонн макулатуры в год. Понятно, что полученная бумага будет не такого хорошего качества, как из целлюлозы. Поэтому для её реализации нам понадобится помощь госорганов, так как это будет первый пилотный проект по государственным «зелёным» закупкам», — говорит Ольга Чабровская.
Следующее пилотное направление — создание питомника по разведению тетеревиных птиц в заказнике «Налибокский» в Воложинской районе Минской области. «Здесь мы попробуем использовать экоресурсы для получения экономических показателей и будем интродуцировать глухаря, а затем реализовать этот вид во все охотхозяйства страны и за рубеж», — отмечает Чабровская.
Цех по переработке древесных отходов (стружки, веток) и старой мебели в щепу на базе бывшего «Зеленстроя» в Бресте — ещё один пилотный для нашей страны проект, внедряющий на практике принципы «зелёной» экономики.
«Производства такого масштаба в Беларуси ещё не было. Щепа пойдёт на коммунальные предприятия Бреста для получения электроэнергии и непосредственно на обогрев теплиц «Зеленстроя»», — раскрывает нюансы проекта ЕС/ПРООН его руководитель.
И, наконец, 4-й пилотной инициативой станет добыча и переработка сапропелей для получения органических удобрений в Житковичском районе.
«Таким образом мы очистим озеро, и это будет первым шагом в развитии органического земледелия в стране», — подчёркивает Чабровская.
Но и это не всё. Проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике» включает третий компонент — реализацию «зелёных» инициатив общественных организаций. В рамках него уже объявлен конкурс, победители которого получат гранты в размере до 110 000 евро. Всего планируется поощрить 16 пилотных проектов по внедрению принципов «зелёной» экономики в регионах. Итоги конкурса подведут после 31 августа 2015 года.
Справка:
Проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике», финансируемый Европейским союзом и реализуемый Программой развития ООН в РБ, является составной частью глобальной программы ЕС/ПРООН «”Зелёная” экономика в Республике Беларусь». Помимо него, туда включены проект ЕС «Техническая помощь по поддержке развития «зелёной» экономики в Беларуси», проект EaPGREEN «Внедрение устойчивых государственных закупок» и программа развития ветроэнергетики.