Проблемы сельского хозяйства: деградация, неустойчивое использование земель и загрязнение вод
«Применение удобрений и пестицидов не достигло необходимого уровня, поэтому воздействие сельского хозяйства пока не имеет экологически значимых последствий», — приводит фрагмент Национального доклада о состоянии окружающей среды Ирина Кузьмич.
Она отмечает, что этот «недостаточный уровень» для экологической безопасности неплох, хотя для продуктивности, возможно, недостаточен. Основываясь на данном и иных документах, Ирина перечислила остальные аспекты влияния на окружающую среду:
- сельское хозяйство является источником выбросов твёрдых веществ в воздух;
- влияет на качество воды в колодцах (в водоохранных зонах находится 936 ферм);
- оставляет сточные воды;
- основная проблема — угроза деградации земель (на 900 тыс. га есть признаки деградации, всего сельхозземель — 9 млн га);
- есть проблема мелиорированных земель (их 30% от сельхозтерриторий), и на них выделяют деньги в рамках 5-летних программ — на содержание мелиоративных систем и восстановление земель.
«Для Беларуси характерна проблема неустойчивого использования земель: распашка водоохранных зон, природоохранных территорий и территорий вдоль дорог. Специалисты говорят, что пойменные луга пашут по всей Беларуси вдоль и поперёк», — рассказывает Ирина.
Также важен вопрос производства на загрязнённых территориях: в результате аварии на ЧАЭС было выведено из оборота 250 000 га земель, и 16 700 возвращено. Докладчица сказала, что процесс на возвращённых землях «тщательно контролируется». Среди экспертов существует и противоположное мнение о качестве продукции, а дозиметра для её проверки на собственном дворе найти невозможно.
Тенденции: масштаб хозяйств увеличится и удобрений станет больше
«Государство формирует экспортно-ориентированную аграрную экономику, наращивает объёмы сельхозпродукции и принимает специальные программы», — характеризует докладчица развитие событий.
Ирина отмечает тенденцию к строительству объектов, влияющих на окружающую среду, в прошлой пятилетке: молочно-товарные фермы (сотни новых), комплексы по выращиванию свиней (десятки, в том числе планы по нашумевшему свинокомплексу на 100 000 голов).
«Ещё одна особенность: наша экономика основана на ведении крупнотоварного производства. Там интенсивные технологии и большая концентрация животных», — говорит Ирина.
Согласно проекту Национального доклада по охране окружающей среды на 2016-2020 годы, ожидается удвоение сельскохозяйственного производства. По словам Ирины, увеличат также количество органических удобрений по некоторым видам в 4 раза.
«Тенденции таковы, что взаимоотношениям сельского хозяйства с окружающей средой необходимо уделять достаточное внимание», — резюмирует она.
«В аграрном законодательстве никаких экологических норм нет»
Основной проблемой в правовом регулировании Ирина считает то, что неясно, как будет гарантироваться экологическая безопасность. В программных документах (Программа устойчивого развития села) часто упоминаются экологически безопасное сельское хозяйство, экологически чистая сельхозпродукция и развитие сельских территорий. Причём расшифровки понятия в законе нет. В то же время в европейском праве это понятия подразумевают конкретные требования.
Особо докладчица выделила вопрос о том, насколько же конкретны экологические требования. Закон «Об охране окружающей среды» содержит только две тематические статьи, причём эти нормы, по словам Ирины, декларативны и отсылают к природно-ресурсному законодательству.
Само аграрное законодательство не является одним кодексом, а состоит из законов по направлениям: например, о защите растений или крестьянско-фермерских хозяйствах.
«Анализ аграрного законодательства на уровне этих законов показывает, что в них никаких экологических норм нет», — подытоживает Ирина.
В планах на прошлый год было принятие закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельхозживотных и продуктов животного происхождения», но его не приняли. В 2015 году собираются разработать концепцию закона «Об органическом сельском хозяйстве».
Перспективы с точки зрения НСУР-2030
Говоря о Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года, которую с таким скепсисом встретили экологические НГО, Ирина оптимистична: по её мнению, в документе экологическим вопросам уделено много внимания по сравнению с прошлой НСУР. В частности, акцент сделан на проблему деградации почв.
Ссылаясь на НСУР-2030, Ирина сообщает, что к 2030 году Беларусь намерена иметь 3-4% от сельхозземель, занятых выращиванием органических продуктов. Стратегия предусматривает, что на 1 га также будут вносить меньше пестицидов, а «экологизация сельхоз производства в НСУР названа одним из главных приоритетов».
«Наметилась тенденция по экологизации аграрной политики государства, чего не было раньше, — говорит Ирина. — Пока проблемами охраны окружающей среды занимается Минприроды, а Министерство сельского хозяйства за это не отвечает».
По мнению эксперта, есть два направления экологизации аграрной политики: через субсидирование сельхозпроизводителей и повышение требований к качеству.