12.06.2015 / 17:06

Беларусский зелёный портал продолжает исследовать ситуацию с правами братьев наших меньших в Синеокой. Есть ли они вообще, и что поменяет принятие нового Закона об обращении с животными, который в мае отправился на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания РБ? Чем регулируются права животных в соседних странах? Ответы на эти вопросы нам дают правозащитник Юрий Чаусов и юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров.

Права животного как область юриспруденции

«Развитие правового регулирования только начинается», — отмечает глобальную тенденцию правозащитник Юрий Чаусов в своём тексте-обзоре. По его мнению, в рамках движения за правовое регулирование можно выделить сторонников концепции прав животных. Они призывают использовать подходы, появившиеся в ХХ веке в сфере прав человека (в том числе признание, что животные являются субъектами права). В Швейцарии и Испании уже сейчас говорят не о «защите животных», а о «защите прав животных».

Международное регулирование в ООН, ЕС и СНГ

Но на международном уровне скорее защищают благополучие животных и стараются исключить жестокое обращение. Впервые такой закон был принят в Англии в 1822 году.

В ООН, по словам Юрия, международные стандарты не до конца сформированы. Организации, выступающие за благополучие животных, проводят кампанию по принятию Всеобщей декларации о благополучии животных ООН (UDAW). Ещё существуют Декларация о правах животных, принятая ЮНЕСКО 15 октября 1978 года, и Конвенция по международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, учреждённая в 1973 году и подписанная 112 странами (в том числе и нашей).

Дальше всех продвинулся Евросоюз. В 1992 году вступила в силу Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях. По мнению правозащитника, документ содержит довольно высокие стандарты, и поэтому в 2010 году была ратифицирована всего 23 государствами. В 2013 году к соглашению присоединилась Украина. В самой конвенции, к примеру, декларируется как один из основных принципов то, что никто не имеет права причинять животному боль, страдания или ущерб и никто не может бросить домашнего питомца.

В СНГ с 2007 года существует модельный закон «Об обращении с животными». И вот он, как считает Юрий, наряду с Конвенцией ЕС и мог бы быть тем международным стандартом, на который нужно ориентироваться Беларуси.

Закон определяет правовые основы обращения с животными и направлен на их защиту от жестокого обращения, на обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными (домашними, животными-компаньонами, животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях, служебными, лабораторными и дикими).

Юрий Чаусов: «Актов, сопоставимых с международными, в Беларуси пока нет»

В отношении развития национального законодательства Республики Беларусь Юрий настроен скептически:

«Сегмент охраны животных в экологическом законодательстве развивается однобоко: есть законодательные акты, касающиеся охраны объектов дикого животного мира, но в отношении иных категорий животных преимущественно присутствуют нормы об ответственности за жестокое обращение. Актов, сопоставимых с Европейской конвенцией либо модельным законом СНГ, нет».

  • Впервые речь о правовой защите животных зашла в БССР в 1988 году. Тогда за жестокое обращение с животными можно было получить предупреждение или штраф до 20 минимальных заработных плат.

«Примечательно, что эта статья была размещена в главе 9 КоАП «Административные правонарушения в сельском хозяйстве», — отмечает Юрий. Одновременно в Уголовном кодексе появились изменения, и за жестокое обращение также можно было получить исправительные работы (до шести месяцев) или штраф.

Ситуация в отношении регулирования охраны животных является парадоксальной, по мнению Чаусова: «Законодательство об административной и уголовной ответственности за причинение вреда развито, имеется законодательство о собственности на животных, а в то же время профильное законодательство об охране животных затрагивает лишь незначительную их часть: диких и находящихся в неволе…»

Попытки принять комплексный закон пока не привели к успеху: парламент трижды рассматривал законопроект «Об обращении с животными», но во всех случаях он был отозван из-за «несовпадения мнений ключевых заинтересованных сторон».

Григорий Фёдоров: «Проект нового закона направлен не на обеспечение гуманного отношения»

Нынешний проект закона, попавший в мае в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, по мнению юриста ОО «Экодом» Григория Фёдорова, мало отличается от прошлого и подобным законом наподобие международных, о которых говорит Юрий и как того хотела общественность, не станет.

«Наш законопроект не имеет ничего общего с европейскими законами о защите животных. Фактически он направлен не на обеспечение гуманного отношения к животным, а лишь на регулирование вопросов их содержания с акцентом на запретительные меры (новые обязанности для владельцев животных, их ответственность, новые запреты и т.д.)», — комментирует эксперт.

По мнению Григория, в законопроекте хотя и есть, но не урегулирована детально норма о том, что животным нужно обеспечивать надлежащие условия. Механизм отлова и умерщвления бесхозных животных оставлен в нынешнем, «абсолютно недопустимом и негуманном» виде.

Без изменений остался и момент об ответственности владельцев животных за ущерб, нанесённый иным лицам: он уже был ранее закреплен в законодательстве.

«Лишь появление запрета на избавление от животных (выбрасывание их на улицу) можно отнести к положительным нововведениям. Ещё одним положительным моментом можно назвать недавнее введение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными», — суммирует Григорий Фёдоров.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новая редакция Закона об обращении с животными: старая песня на новый лад

Автор:
Фотограф:
ecozoo.ru, our-natural-world.ru, usiter.com, nnm.me, kabanchik.com.ua
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость