Михаил Русый опирается на данные учёных: на территории Беларуси без угрозы для лесов и сельхозпосевов могут проживать не более 2200 зубров, пишет sb.by.
— Это в 1994 году была критическая ситуация, когда в Беларуси оставалось всего 347 особей и их нужно было спасать. Ситуация изменилась. Может, пришло время дать охотхозяйствам возможность зубров выращивать и на их отстреле зарабатывать?
Заместитель министра природных ресурсов Игорь Качановский сообщил: сегодня на территории нашей страны проживают 1603 зубра в 10 популяциях.
Константин Чикалов, заместитель председателя общественной организации «Багна» в комментарии Зелёному порталу подчёркивает: на данном этапе удалось лишь увеличить численность зубра, но проблемы сохранения и стабильного сосуществования ещё предстоит решить.
— Есть проблемы с генетикой зубра, а также с подкормкой. Сейчас животные находятся под присмотром национальных парков, охотхозяйств — их постоянно подкармливают. Говорить, что популяция зубра восстановлена, а животное стало полноценным, независимым диким обитателем лесов рано. Если бы сейчас зубров перестали подкармливать, то их численность, вероятнее всего, снизилась бы.
Поэтому открывать массовую охоту на зубров преждевременно — делать это сейчас нельзя!
Эксперт уверен: нужно и дальше изучать зубров, наконец-то начать генетическое исследование и стараться вносить «свежую кровь» из других популяций соседних стран, чтобы снизить вероятность близкородственного скрещивания.
— Необходимо постепенно проводить мероприятия по одичанию зубра, чтобы они стали полноценными обитателями лесов. Считаю, что вместо охоты следует продавать наших особей в те регионы европейского континента, где также наблюдаются проблемы с генетикой зверя. За счёт этого можно зарабатывать на беларусских зубрах. По крайней мере, в этом направлении следует работать.
Свои опасения относительно сложившейся в стране ситуации с зубрами эксперты «Багны» высказывали государственным органам в 2016 году. Экологическая общественность готовила предложения для корректировки плана управления этим видом в Беларуси и предлагала пересмотреть уже существующую практику отстрела животных из резервного фонда.
— Нас в данном случае волнует процесс отбраковки и определения зубров в этот фонд. Этот процесс должен быть более прозрачным, а информация об отбракованных особях должна быть доступна общественности. В ответ на наши обращения Минприроды сообщило, что в 2017 году в рамках межведомственного совета по реализации Конвенции о биологическом разнообразии пройдёт круглый стол, где мы сможем обсудить решения данной проблемы со всеми заинтересованными сторонами.
Информацию о круглом столе подтвердил и Игорь Качановский. Экологи должны собраться за ним весной.
Мнение
Александр Каштальян, сотрудник Научно-практического центра по охотоведению и управлению ресурсами диких животных «Красный бор», в статье для wildlife.by рассказал:
— Несомненным успехом программы «Зубр» стало создание в стране 5 новых вольноживущих группировок, что способствовало быстрому росту республиканского поголовья вида в последующие годы. Зубр появился в Озёрском охотхозяйстве (территория Гродненского лесхоза), Воложинском (ныне территория республиканского ландшафтного заказника «Налибокский») и Осиповичском лесхозах, в экспериментальном лесоохотничьем хозяйстве «Лясковичи» национального парка «Припятский», в Полесском радиационно-экологическом заповеднике. А в 2014 году в северной части республики по частной инициативе начались работы по созданию красноборской популяции. В планах государства — дальнейшее увеличение количества зубровых стад и формирование между ними миграционных коридоров.
По числу зубров Беларусь занимает сейчас 2-е место в мире после Польши. Их поголовье оценивается в 1300-1400 голов.
— Насколько это хорошо и решена ли в действительности проблема сохранения вида в нашей стране?
— Если подходить к вопросу с чисто обывательской стороны, то исчезновение в ближайшие годы зубру в Беларуси не грозит, а его современная численность даже создаёт определённые проблемы управленческого и, в первую очередь, экономического характера. Вопрос, насколько количество соответствует качеству, в данном случае не рассматривается. К сожалению, такой подход характерен как для большей части государственных структур, ответственных за сохранение и восстановление зубра в Беларуси, так и для держателей вольноживущих стад.
Все созданные в 1990-2000-х годах беларусские популяции являются клонами беловежско-пущанской и генетически ничем не отличатся от неё. А их генетическое разнообразие даже обеднено по сравнению с родительской группировкой. При формировании новых стад из Беловежской пущи завозилось от 14 до 18 произвольно отловленных на воле разновозрастных зубров от 3 до 5 самцов и от 10 до 14 самок. И если для березинской популяции, произошедшей от трёх особей, для достижения состояния инбредной депрессии понадобилось около 35 лет и 6-7 поколений животных, то в других группировках этот процесс будет проходить не так быстро. Но он уже идёт и будет продолжаться далее, если не организовать завоз новых животных извне.
Для этого необходимы ясное понимание, что в генетическом плане представляют сегодня беларусские зубры, продуманная организация обмена генетическим материалом между всеми беларусскими популяциями, поиск, подбор и транспортировка животных, необходимых для улучшения имеющейся в наших стадах крови, из-за рубежа.
Последнее усложняется запретами на ввоз зубров, приравненных беларусской карантинной службой к домашнему крупному рогатому скоту, практически из всех европейских стран, где имеются центры его разведения.
С позиций классических принципов управления популяциями редких видов животных, на пути сохранения зубра наша страна в последние годы продвинулась недалеко. Даже в технических вопросах создания новых стад зачастую не были соблюдены элементарные требования к подбору особей, подлежащих расселению, проведению ветеринарных и карантинных мероприятий при отправке зубров в места обитания. Был закрыт имевшийся на территории Беловежской пущи зубровый питомник, что исключает проведение в Беларуси целенаправленных селекционных работ.
А стратегия, ориентированная только на количественное наращивание поголовья животных, отбросила страну из передовых рядов на обочину современных работ по восстановлению и сохранению вида. По существу, зуброразведением Беларусь занимается в добровольной изоляции и в условиях ограниченного финансового обеспечения.
Немногочисленных средств, выделяемых на зубра в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», становится недостаточно даже на биотехнические мероприятия по поддержанию разросшихся стад. Ситуация усугубляется централизованным подходом к проблемам управления существующими популяциями, без учёта местной специфики их обитания и особенностей биологии локальных групп. Слабо задействованы в принятии ключевых решений специалисты, работающие с конкретными популяциями на местах.
Сегодня, как никогда, необходим взвешенный и разумный диалог о судьбе беларусского зубра всех заинтересованных сторон администраторов, учёных, общественности. Диалог без взаимных упрёков и нападок, с осмыслением пройденного, осознанием современных проблем и планированием будущих работ и исследований. Пора количественного роста завершается, необходимо подумать о качестве.