До начала 2000-х годов вся обрезка деревьев в городской черте была лицензируемой. Теперь же необязательно иметь документ, который подтверждает квалификацию работника. И это не преминуло повлечь за собой печальные последствия для ряда городов.
«Городской Лесничий»: Деревья обрезают, а потом бросают
«В последнее время в наших городах всё чаще используется сплошное топпингование деревьев и даже насаждений в парках», — описывает положение дел Ирина Вознячук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси. — Оно проводится без учёта породы и возраста дерева, часто зимой на фоне заморозков и без обработки ран, что приводит к ряду неблагоприятных физиологических и механических повреждений, не говоря об оскорблении эстетических чувств граждан».
«Непонятно, по какой причине здоровые ветви удаляются, и вместо них дерево покрывается не всегда эстетичного вида молодыми длинными побегами», — объясняет Игорь Корзун, координатор кампании «Городской Лесничий» Товарищества «Зелёная сеть».
Такое дерево требует трудоёмкого ухода. В частности, его нельзя оставить как есть, за насаждением нужно следить в течение года. Но таких примеров Игорь не встречал:
«За неимением средств на уход за деревом чаще раза в год омолаживающую обрезку бросают», — говорит он.
Древесина молодых побегов менее прочная, а значит, потенциально аварийная
Даже будучи обрезанными, насаждения по-прежнему имеют хорошо развитую корневую систему, но при этом вынуждены менять стратегию развития:
«Дерево интенсивно компенсирует отсутствующую крону, и ветви растут с большей скоростью, чем обычно. В результате их древесина менее прочна, чем выросшая естественным путём», — отмечает Игорь Корзун.
Как пояснили в Центральном ботаническом саду, чем больше в ветках годичных колец — от 5 и выше, тем они прочнее. Такие сучья крепче тех, у которых по 1-2 годичных кольца, даже если они и крупные и выросли при обильном питании. Закрепление же древесины после топпинга происходит лишь на последних годичных кольцах. Поэтому оно слишком слабое, и ветви в таком случае могут чаще обламываться:
«Через 5-10 лет без вложения дополнительных средств на содержание мы в большинстве случаев будем иметь аварийные деревья, которые ранее таковыми не являлись», — поясняет Ирина Вознячук последствия омолаживающей обрезки.
«В таких условиях надо неоднократно делать стволовую обрезку и постоянно стричь дерево», — дополняет слова коллеги Михаил Рудевич, старший научный сотрудник лаборатории интродукции древесной растительности Центрального ботанического сада Национальной академии наук и заведующий дендрарием. Кроме этого, он преподаёт на курсах повышения квалификации по обрезке деревьев.
Учёные: тополя, которые не обрезали ранее, не имели стволовой гнили
Но, как оказалось, хуже то, что дерево после омолаживающей обрезки не живёт долго. Показателен пример Ирины Вознячук. По личной инициативе она взяла под учёт несколько площадок, где деревья обрезали в прошлом году. На одной из них, возле Суворовского училища, все насаждения были здоровы. А через год 5 из 51 не дали новых побегов.
«Таким образом, 10% деревьев погибли через год после обрезки. Будем наблюдать дальше. Согласно литературным данным, отпад деревьев в течение 5 лет может доходить до 50%», — констатирует Ирина.
Наблюдение подтверждается данными, полученными учёными при выявлении старовозрастных деревьев в Минске. По результатам обследования состояния тополей ботаники отметили, что деревья, которые ранее не обрезали, не имеют стволовой гнили, в то время как подвергшиеся обрезке все без исключения оказались внутри гнилыми.
Обрезка «под телеграфный столб» не омолаживает
Обрезку делают, чтобы омолодить дерево, но получают взамен лишь гнилые стволы. Как же так? Интересуемся у коллеги Ирины, заведующего сектором мониторинга растительного мира и кандидата биологических наук Института экспериментальной ботаники Александра Судника:
«Омолодить? Омолодить дерево нельзя, — отвечает он, немного удивившись. — Это условное понятие».
Игорь Корзун тоже скептично смотрит на возможность омоложения. А Михаил Рудевич объясняет, зачем омолаживающая обрезка нужна на самом деле:
«Она производится при сильном ослаблении роста для стимуляции жизненных процессов. Объём кроны становится более сбалансированным с объёмом корневой системы, — говорит он и добавляет: — Обрезку «под телеграфный столб», которую проводят у нас, трудно отнести к какой-либо категории».
Насаждения не стоит обрезать сплошняком
Целью омолаживающей обрезки в городах, как правило, является не столько стремление к балансу, сколько желание сделать деревья более «удобными» для городских условий. Это не совпадает с целями, о которых говорит дендролог Михаил Рудевич не соответствует особенностям каждого отдельного дерева, на что обращает внимание ботаник Ирина Вознячук.
Поэтому в большинстве случаев вместо «омоложения» собеседники советуют удалять отдельные ветви или изреживать крону (не более чем на 30% за раз). Михаил Рудевич считает, что во дворах деревьям лучше развиваться естественным путём.
В отношении же обрезки деревьев специалисты из Академии наук и Центрального ботанического сада категорически против:
- обрезки «под столб» взрослых растений — те не выживают;
- обрезки клёнов, ясеней и каштанов: для них это плохо по определению, к тому же каштан и так имеет аккуратную форму шар;
- обрезки «сплошняком» всех деревьев в ряд: при этом не учитывается возраста, породы и состояния объекта;
- халатного отношения к раневым поверхностям спилов. Правда, кто-то говорит, что их нужно закрашивать ежегодно, пока не затянутся, а кто-то — что хватит одного раза или вообще не стоит, чтобы не препятствовать испарению влаги;
- единовременного удаления большого количества ветвей, особенно скелетных;
- зимней обрезки пород, которые не приспособлены к ней.
Как различные породы переносят обрезку
Какие породы хорошо переносят обрезку и какие — плохо, нам тоже рассказал Михаил Рудевич.
Хорошо переносят обрезку: ель обыкновенная, туя западная, акация белая, граб, ива, тополь, липа. Хвойные — только по живой части, где сохранилась хвоя. Клёны остролистные и платаны — хорошо, но только молодых ветвей. Обрезка толстых ветвей или ствола, как правило, приводит к возникновению сильных дефектов древесины и загниванию.
Хуже переносят все ильмовые: вяз, каштан конский, клён серебристый, черёмуха, рябина. Это связано со стойкостью древесины к патогенам.
Очень плохо переносят обрезку сосна, лиственница, пихта, берёза, ясень и орех манчжурский.
Для улучшения обрезки нужны ясные цели и хорошие специалисты
И у «Городского Лесничего», и у представителей Института экспериментальной ботаники ещё немало уточнений. Но посыл сводится к одному: нужно что-то менять.
Подытоживая сказанное, мы попросили Михаила Рудевича оценить то, что происходит с деревьями в столице:
«Мне не хотелось бы давать оценку, — сходу ответил он. — Но скажу, что квалификация работников, как правило, низкая. Специалистов мало, а мастера, которые имеют среднеспециальное и высшее образование, не всегда контролируют эту обрезку. Поэтому необходимо создать ССУЗ для подготовки специалистов низшего ранга, садовников».
Представительница Академии наук Ирина Вознячук иначе расставляет акценты. Неожиданным образом они совпадают со мнением УП «Минскзеленстрой»:
«Проблема заключается в том, что этот вид работ не лицензирован, — говорит она. — То есть обрезку может сделать любой, кто имеет право пользоваться бензопилой и выставил меньший счёт за свою работу».
Минскзеленстрой: «Очень много обрезок выполняется не нашими специалистами»
В завершение мы обратились за комментарием в УП «Минскзеленстрой». Он, как и другие организации системы ЖКХ, руководствуется техническими указаниями одноимённого министерства по обрезке зелёных насаждений.
«Минскзеленстрой» — исполнитель многих обрезок в столице. Но, как оказалось, не всех:
«Очень много обрезок выполняется не нашими специалистами. Скорее всего, они и вызывают нарекания у жителей, — говорит Анжелика Пузанкова, руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов городского хозяйства. — Ведь, к сожалению, этот вид работ нелицензируемый».
По словам Анжелики Пузанковой, «Минскзеленстрой» редко занимается дворами жилых домов. Его основная забота — это улицы, скверы и парки, а также озеленённые территории. В этих местах организация соблюдает технологический регламент, необходимый для того, чтобы обрезка пошла на пользу дереву.
Согласно регламенту, нужно обеззараживать инструмент, чтобы не занести инфекцию; делать правильные срезы (под наклоном и т.д.) и закрашивать их (1 раз, после обрезки); соблюдать сроки проведения работ (начинают осенью после опадения листвы и завершают до того, как распустятся почки).
Какой должна быть омолаживающая обрезка
Омолаживающая обрезка, по словам Анжелики Пузанковой, проводится, если для этого появились причины: например, парусность кроны слишком высока, из-за чего возможно падение частей дерева на проезжую часть или у жилых домов, повреждение коммуникаций.
«Обычно такая обрезка происходит вдоль улиц, — уточняет специалист. — По правилам, крона удаляется на 1/3 или 1/4 длины. А для деревьев, у которых высокая побегообразовательная способность, может быть и кардинальная обрезка. Чаще всего это тополя, и их можно обрезать даже «на пень» на определённой высоте».
Обрезать можно на высоте в 5-7 метров. После просыпаются спящие почки, и образуется «красивая овальная крона», как говорит собеседница.
«Но такое, конечно, нельзя применять ни к берёзам, ни к липам, ни к клёнам», — подчёркивает она. Удачным примером такой обрезки тополей в организации считают улицу Кижеватова у аэропорта.
Граждане могут обратиться к инспекторам, а специалисты — пойти на курсы
В УП «Минскзеленстрой», как и у людей «от науки», есть своё видение типичных ошибок при обрезке. Например, наша собеседница подмечает, что распространённая ошибка — это незакрашенные или неправильно сделанные срезы.
Как видно из текста, вопрос многогранен. Но небезразличные граждане в силах повлиять на ситуацию. Жаловаться на нарушения можно в Минский комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В силах самих структур ЖКХ повысить квалификацию работников. Любой представитель может отправиться на ежегодные курсы на базе колледжей, БГТУ и Института природопользования.
Выводы
Как мы видим, частично мнения теоретиков и практиков совпадают, и в конечном итоге все хотят как лучше.
Но подходы всё же рознятся: кто-то за закрашивание срезов, а кто-то — против, кто-то считает круглые отросшие кроны эстетичными, а кто-то — уродливыми и небезопасными. Очевидная и, возможно, главная разница в том, какими видят цели и последствия омолаживающей обрезки одна и другая стороны.
А решения, которые предлагались в ходе беседы, всё равно одинаковы: придерживаться технологии, ввести лицензирование и обучать специалистов.