Собрались говорить об экологии, а обсудили застройку
Вчера был последний день обсуждения проекта детальной планировки района в границах улиц Богдановича-Кульман-Карастояновой-Орловская, или южной части Парка Дружбы народов.
Но у нас для вас нет новостей: презентации ПДП и встречи с гражданами для его обсуждения не было, а сфотографировать онлайн-обсуждение не вышло.
Для граждан предусмотрели только информирование и возможность увидеть проект в администрации Советского района. Это не нарушает закон, но и причин чиновники назвать не смогли. За неимением версий предполагаем, что администрация избегала стресса.
Вчера же прошло обсуждение отчёта о СЭО – стратегической экологической оценке – и для вас новости: у горожан спросили их мнение и записали, что они против застройки. Но учтут ли – не известно вообще никому, потому что это обсуждение СЭО одно из первых, и к тому же не предполагает голосования по поводу застройки.
Испортив всё спойлером, расскажем, как это было.
В парке сделают новые дорожки и восстановят фонтан
На встречу пришли представители различных органов власти, заинтересованные граждане и участники организаций и инициатив – всего около 50 человек. Им объяснили: надо обсудить влияние на окружающую среду будущих перемен в парке. Это:
- новые тропинки с площадками для отдыха, освещение
- небольшая площадка для выгула собак
- детская площадка
- физкультурно-оздоровительный комплекс на опорах над парковкой
- ликвидация санитарно-защитной зоны подстанции и перенос самой подстанции
- озеленение парка (подробнее о проекте здесь)
В более далёком будущем тут восстановят фонтан, а вот питьевой фонтанчик – нет, потому что плохая вода.
Когда планируется реконструкция парка? Точных сроков нет, финансирование выделили пока только на проектирование. Летом планируют провести тендер для выбора подрядной организации, заказчиком выступит УКС.
Чем не угодил ФОК?
Больше всего дискуссий вызвал ФОК. Его предложили разместить на участке в 1,42 гектара, (площадь всей южной части парка – 26 гектар). Озеленение парковки составляет сейчас 1%, там может парковаться около 180 машин. Саму парковку также предлагают переделать, но оставить открытой.
Как оказалось чуть позже, обсуждаемую зону хотят включить в парк, но парковку нельзя сделать ландшафтно-рекреационной зоной. Впрочем, в случае с ФОК участок земли попадёт в зону ЛР’. Она предполагает застройку до 18% территории и размещение там объектов с общественной функцией, и в конечном итоге это может быть как небольшой ФОК, так и что-то крупнее.
«Есть ли такое будущее, где на месте стоянки тоже сделают парк? Мы можем предложить такой вариант! Я бы хотел, если есть возможно, убрать там стоянку, – предлагает молодой человек из зала и говорит, что в окрестностях есть другие места для парковки. А потом переключается на происходящее. – Как местный житель я объясню, почему такую эмоциональную реакцию вызывает ФОК. Парк Дружбы народов – уникальное место, большая зелёная территория. Очень обидно, что люди когда-то не отстояли то место, на котором сейчас [паб] «Друзья».
Теория разошлась с практикой, но скамейки вернут
И потом молодой человек попросил объяснить, так зачем же все собрались, и этот вопрос не такой наивный, каким кажется: на самом деле, обсуждать должны были только экологическую сторону, а в итоге говорили и про ПДП, и возможную застройку и про лавочки.
Случилось непривычное: Ольга Верамей, зампредседателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, решила объяснить залу, что же происходит, что такое ПДП, генплан и как с ними связана СЭО. Теория немного разошлась с происходящим: по её словам, оценка СЭО может быть проведена не одновременно с обсуждением ПДП, а до того.
«После стратегической экологической оценки будет обсуждаться проект детального планирования с его решениями, – сказала она. – Этот детальный план будет проходить дальнейшую экспертизу».
В данном же случае протокол онлайн-информирования граждан о проекте ПДП и протокол с обсуждения СЭО вместе приложат к документам, которые будут отправлены на государственную экологическую экспертизу в финале.
Архитектор обстоятельно и доступно излагала, люди в зале внимали, возмущались существующей системой или чем-то наболевшим. Не выдержала Алла Санковская, первая замглавы администрации Советского района:
«Где убрали скамейки? Где их поставить? Мы добавим!» – ответила она на недовольство женщины, упомянувшей, что до прошлого ремонта в парке было больше скамеек, и те, что исчезли, были чудо какие удобные. Договорились уточнить после собрания, про какое место идёт речь.
А потом всё сорвалось в привычное состояние: весь зал гудел, никто не отстаивал ФОК, и комиссия предложила просто приложить к протоколу списки и отметить, что против высказались единогласно.
Информация старая, но её дала Академия наук
На левом фланге зала разгорелся спор – представители ОО «Экодом», заявившие собрание, активно добивались микрофона и говорили, что в их части зала он не был ни разу за 50 минут. Микрофон был заполучен, и юрист Григорий Фёдоров списком зачитал замечания.
Он обратил внимание: данные о составе почв относятся к 1990, максимум к 2003 году. Неужели их состояние не изменилось за 15 или даже 28 лет? Искренне изумился Антон Тимофеев, начальник ландшафтно-экологического отдела УП «Минскградо»:
«А там есть источники загрязнения? Информацию дала нам Академия наук», – говорит он. Из зала язвительно обозвали составлявшего отчёта о СЭО.
Несмотря на то, что в южной части парка учёные не фиксируют видов, занесённых в Красную книгу, там проживает много других, хоть и менее редких птиц. Что станет с ними в процессе работы с парком?
«На территории гнездуется 58 видов птиц, но не написано, как все вещи, которые вы делаете в парках, отразятся на них. Там есть только одна фраза – о том, что похожие места гнездования есть на сопредельных территориях», – говорит Григорий Фёдоров.
Санитарно-защитная зона подстанции – больше половины парка
Зал зашумел.
«Простите, пожалуйста, мы не вырубаем ни одного дерева!» – пробовала успокоить людей Светлана Сахарова, главный архитектор проектов УП «Минскградо».
Она была одной из тех, кто пытался вести конструктивный диалог. И, тем не менее, оказалось, что деревья будут рубить. Во-первых, в рамках озеленения, если найдут больные.
Деревья пострадают и при переносе трансформаторной подстанции с одного места на другое (это надо, чтобы убрать её санитарно-защитную зону). Как отметил юрист Григорий Фёдоров, перенос и означает предварительную вырубку на новой площадке.
«Но сейчас, по существующим требованиям СанПиНа 2/3парка надо исключить из его территории! Мы в парке при существующей подстанции не можем создать никаких объектов. А [новую подстанцию] невозможно сделать на том же месте», – практически развела руками Светлана Сахарова.
Впрочем, перенос будет не ранее окончания реконструкции парка или даже после 2023 года… Если вообще будет, как добавили представители государства.
Если будет вырубка, то деревья высадят новые, чтобы компенсировать её. Кстати, в парке снова сделают зелёным вытоптанный пустырь. Горожанам даже пообещали добавить кустов и не превращать парк в площадку для компенсационных посадок, что в последнее время происходит в Минске.
Деды, Советский район, Париж
Ирония, злость и напряжение создали вечер. Философски к происходящему относились считанные люди. Кто-то внимал, кто-то митинговал, звукорежиссёр за пультом сосредоточенно смотрел под стол.
И настало время стендапа.
«Дайте, пожалуйста, микрофон сюда. Хотя я вообще могу без микрофона, – сказала женщина среднего возраста и честно призналась, что выступление будет эмоционального характера.
– Каждый из вас побывал за границей Республики Беларусь. В Берлине вы видели прекрасную зелёную зону! Как за деревьями смотрят в Париже! У ветвей 400-летнего дерева подпорочки! А мы обсуждаем здесь стоянку…
Я хочу прийти в парк и сесть на стульчике, полюбоваться, как в Париже! Но какое эстетическое удовольствие я получу? Я горжусь пока ещё своим Советским районом, его зеленью и воздухом. Вы хотите это у меня забрать?
Из-за стола комиссии донеслось практически жалостное «нет».
Монолог шёл дальше. Героиня помянула «Дана Молл», сказала, что ей не очень интересны замечания к проекту, зачитанные другими участниками со смартфона, но нужны высаженные дедами после войны деревья.
«То есть вы против [ФОКа]?» – спросила Алла Санковская.
«Вы себе не представляете, насколько!»
«И мы!»
Атмосфера стала спокойнее. Снова говорили про лавки, площадки для барбекю, будущий эскизный проект и как депутатам его стоит обсудить с избирателями. Постепенно обсуждение сошло на нет.