16.02.2017 / 13:02

С 2017 года в Беларуси восстанавливают не только болота, но и реки. Когда потеплеет, русло Уши, притока Березины, вернут в первоначальное состояние, как до мелиорации: с меандрами и медленным течением. Это будет едва ли не первым восстановлением русла реки в Беларуси. Но и не последним: следующей на очереди нынешним летом станет речка Соломенка в Беловежской пуще.

Восстановление пройдёт в рамках раскритикованного экологами проекта

Проект финансируется в рамках строительства технопарка «Великий камень». На одну из первых в Беларуси попыток восстановить русло реки китайские инвесторы выделят около 5 миллионов долларов. Речь идёт о 10-километровом участке Уши. Она протекает в Смолевичском районе Минской области через будущий технопарк «Великий камень». Длина реки около 90 километров.

Один из планируемых к восстановлению участков находится на территории технопарка, который критиковали экологи. Реконструкция второго пройдёт в рамках строительства второй взлётно-посадочной полосы, которая также получила свою долю экоскепсиса.

Координировать и контролировать проект будут Минский облисполком и администрация технопарка. Получатель финансирования — государственное учреждение по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Объединение “Минскмелиоводхоз”», согласно постановлению Совмина №976 от 29 ноября 2016 года.

Так должен в будущем выглядеть сам индустриальный парк, согласно фото на его сайте
Так должен в будущем выглядеть сам индустриальный парк, согласно фото на его сайте

Работы начнутся после согласования проекта помощи, предположительно весной, сообщают в ЗАО «Компания по развитию индустриального парка». Их завершение планируется в 2017 году.

 

Болото с мелиоративной системой снова станет речкой

Проектно-изыскательское предприятие РУП «Белгипроводхоз» будет реализовать один из трёх разработанных вариантов проекта. Документация по каждому из участков, как отмечают в ЗАО «Компания по развитию индустриального парка», уже прошла экологическую и государственную экспертизы.

Реку восстановят практически в старом русле, но его расширят и углубят. Кое-где оставят спрямлённым — такое регулирование нужно на участках, попадающих под застройку.

Пока так выглядит канализированная река на карте
Пока так выглядит канализированная река на карте

А так — вживую, недалеко от деревни Пекалин
А так — вживую, недалеко от деревни Пекалин

Предусмотрено и благоустройство. «Но некоторые ограничения на речку накладывает близость аэропорта, — говорят в компании. — Она будет затянута сеткой сверху, чтобы для самолётов не было бликов».

А пока река в границах парка не имеет конкретного русла и представляет собой мелиоративные каналы, поясняют на предприятии: «У истока она выглядит как болото с мелиоративной системой и приобретает очертания реки уже за территорией аэропорта».

 

Подобных проектов в Беларуси всего два

Проект выглядит как уникальный: восстановление русла реки — пока новое для нас явление. Отчасти похожие работы в Беларуси были лишь в 2011 году на реке Цне в Лунинецком районе, их финансировала Программа развития ООН.

Летом 2017 года будет также восстановлена большая часть речки Соломенки, что в Беловежской пуще. Научное обоснование сейчас в разработке, к лету документация должна быть завершена, чтобы тогда же, в период малой воды, начать работы. Они нужны для нормализации гидрологического режима пущи посредством восстановления малых водотоков.

Беловежская пуща
Беловежская пуща

 

Гидрорежим восстановится?

Теоретически при восстановлении русла Уши течение должно замедлиться, а гидрорежим региона — стать лучше.

«Ведь при спрямлении русла вода сбрасывается мгновенно, — поясняет завсектором международного сотрудничества Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Александр Козулин. — А если она течёт с меандрами, то в одном месте появляется участок с большими глубинами, в другом — мелководье.

Полностью сохраняется видовое разнообразие, река всегда полноводная, потому что весной вода не сбрасывается сразу, как в мелиоративных системах. Так мы восстанавливаем гидрорежим всего региона».

 

Не быть, как Свислочь: при грамотном исполнении в реке не будет ила

Восстановление поможет в будущем сэкономить на обслуживании мелиоративной системы: ведь на речках-водоприёмниках (а Уша относится к ним) каналы быстро заиляются, и на их прочистку нужны существенные деньги. Река же в естественном состоянии промывает себя сама.

Наглядный пример заиленной реки — Свислочь в пределах Минска:

«Никто не посоветовался с гидрологами, и русло расширили больше, чем её пропускная способность, — говорит Александр. — И начался процесс заиления. Река сама себя не промывает, и каждые 2-5 лет её русло надо чистить. Смотрите, там вроде воды много, а на самом деле два метра ила и воды только немного сверху. И это проблема».

Свислочь в начале ХХ века в Минске. Фото Польской национальной цифровой библиотеки
Свислочь в начале ХХ века в Минске. Фото Польской национальной цифровой библиотеки

 

Как будет на самом деле, или Неуловимый ОВОС

Но случатся ли чудесные перемены — неизвестно. В госучреждении по строительству и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем «Объединение “Минскмелиоводхоз”» комментировать проект не захотели.

Узнать что-либо из Отчёта о воздействии на окружающую среду тоже не вышло: он, словно кот Шрёдингера. Об отчёте почти все слышали, как следует из звонков в три института Академии наук, на два факультета БГУ, в Смолевичский исполком и Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но никто не знает, где документ или какая организация ответственная за его разработку.

 

Компромиссный проект

Согласно официальной информации, восстановление русла сделают в целях развития инфраструктуры.

Река Уша у деревни Рудня Смолевичского района, 2014 год
Река Уша у деревни Рудня Смолевичского района, 2014 год

Но какой именно инфраструктуры — ясно не до конца. По словам учёных Научно-практического центра по биоресурсам и Института природопользования, в неё будут попадать очищенные сточные воды.

Радует, что степень очистки должна быть высокой — согласно требованиям к воде водохозяйственного назначения, как пояснила Наталья Томина из Института природопользования. Как написано в экологической документации, хозяйственно-бытовые стоки в эту реку составят 85% от дождевых.

Александр Демидов из БГУ, который частично занимался разработкой экологических документов, подтвердил, что сброс будет значительным.

По мнению Натальи Томиной, этот проект — скорее компромисс, если выбирать между уникальным восстановлением природной среды и сугубо техническим решением для стока воды.

 

Реконструкция не спасёт гидрорежим

«Они фактически хотят превратить реку в канал для сбора всех вод на территории технопарка, если судить по генплану, — обращает внимание Игорь Куталовский, ландшафтный архитектор и специалист в области ландшафтного и биологического разнообразия. — Но чтобы понять, что будет в реальности, надо видеть проект».

В любом случае, восстановление гидрологического режима под вопросом: он изменится из-за масштабной вырубки на площадке строительства.

«И в этом основная угроза технопарка, — продолжает Игорь. — Ведь водосбор находится на возвышенности. Когда на месте строительства технопарка (в окрестностях речки. — Прим. автора.) был лес, там собиралась и фильтровалась вода, а лес переводил всё в подземный сток и пополнял водозабор для жителей Минска».

По его словам, при застройке водный сток станет не подземным, а в лучшем случае поверхностным. Компенсируется ли это восстановлением русла? Игорь сомневается: согласно генплану, у реки заложена маленькая водоохранная зона.

Учёные подтверждают: зелёная зона вокруг Уши будет такой, как обозначено в генплане.

Автор:
Фотограф:
pixabay.com, industrialpark.by, ctv.by, beautifulplace.by, tut.by, Алексей Матюшков, panoramio.com, interfax.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость