16.09.2016 / 13:09

Сегодня — Международный день охраны озонового слоя. Традиция праздновать эту дату пошла с 16 сентября 1987 года, когда ряд стран ратифицировали Монреальский протокол по выведению из оборота озоноопасных веществ. Это природоохранное соглашение стало одним из самых успешных, подписанных на сегодня. В 1994 году Генассамблея ООН официально утвердила Всемирный день охраны озонового слоя. Беларусь, являясь стороной Монреальского протокола, тоже его отмечает.

Борьба за озон

Защита стратосферного озонового слоя Земли, задерживающего жёсткое ультрафиолетовое излучение солнца, началась с подписания в 1985 году Венской конвенции. В ней упоминались 5 вероятных причин его разрушения: воздействие окислов азота, углеводородов, аэрозолей и соединений, содержащих хлор или бром. Документ носил рекомендательный характер и призывал найти причины неизбежной мировой катастрофы, о которой говорили климатологи. В результате появилось Монреальское соглашение. Сегодня его обязательства приняли 197 стран. Из 100 наименований регулируемых протоколом озоноразрушающих веществ из производства и потребления выведены 50.

 

Охраняя озон — охраняем климат

Охраняя озоновый слой от разрушения, страны одновременно внесли значительный вклад в смягчение последствий изменения климата. За период действия Монреальского протокола путём поэтапного отказа от хлорфторуглеродов и галонов — мощных парниковых газов — удалось сократить 135 миллиардов тонн выбросов в атмосферу эквивалента двуокиси углерода. Вредные хлорсодержащие фреоны заменили на более безопасные безхлорные гидрофторуглероды. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что эти вещества могут тоже провоцировать глобальное потепление. Поэтому стороны до сих пор обсуждают правомерность их использования.

 

Границ нет, но есть законодательство

Накануне знаковой даты в Минске состоялась пресс-конференция, где консультант отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух и озоновый слой Минприроды Наталья Клименко рассказала, что с момента подписания Монреальского протокола и до настоящего времени Беларусь снизила потребление озоноопасных веществ с 3000 тонн до 30. Полностью прекратить потребление гидрохлорфторуглеродов наша страна обязана к 2020 году, а с 2013 года ввела в действие соответствующую стратегию.

Важно, что Беларусь не производит эти вещества, а лишь импортирует. И поэтому, по словам Натальи Клименко, когда мы говорим про сокращение потребления, то подразумеваем прекращение ввоза.

— Но это не значит, что все потребители, имеющие оборудование на озоноразрушающих веществах, должны немедленно прекратить его использование, — поясняет она. — Такое оборудование будет эксплуатироваться до тех пор, пока оно технически исправно. Его обслуживание будет осуществляться за счёт созданных в стране ресурсных центров по рециклингу и восстановлению озоноразрушающих веществ.

Не последнее место в выполнении принятых обязательств по Монреальскому протоколу занимает разработка и введение в действие нормативной документации, в том числе в рамках Евразийского и Таможенного союзов. Главным образом благодаря подписанному в 2015 году странами Евразийского экономического союза Соглашению о перемещении озоноразрушающих веществ и продукции их содержащей стало возможным регулировать внутреннюю торговлю, квоты, ввоз и вывоз гидрохлорфторуглеродов, а также отчётность.

— Это больше тех мер, которые принимаются в рамках Киотского протокола, — утверждает Наталья Клименко. — Теперь, осознавая, что использование альтернатив гидрофторуглеродам может уменьшить достигнутый эффект, страны стремятся регулировать фторгазы для минимизации последствий изменения климата.

 

Природные хладагенты нуждаются в инвесторах и пересмотре законодательства

В Беларуси наиболее показательной  в борьбе с разрушением озона является деятельность Ассоциации предприятий индустрии микроклимата и холода (АПИМХ). С 2014 года в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Содействие в реализации ускоренного вывода из обращения гидрохлорфторуглеродов в Республике Беларусь» она помогает выводить из оборота озоноразрушающие вещества, в том числе фреон R-22.

— Сейчас члены ассоциации внедряют в холодильную отрасль природные хладагенты, что очень важно для реализации обязательств по Монреальскому протоколу, — говорит председатель АПИМХ и директор ЗАО «Холодон» Владимир Луконин.

Природные хладагенты — аммиак, СО2, изобутан и другие соединения, имеющие подходящие термодинамические свойства, низкую стоимость, производятся в стране и безопасны для окружающей среды. С текущего года в Беларусском национальном техническом университете открылся Учебный центр по обслуживанию систем кондиционирования воздуха, работающих на природном хладагенте — пропане.

— Наши специалисты разработали и внедряют оборудование, позволяющее применять природные хладагенты в системах кондиционирования зданий и сооружений, — рассказывает председатель ассоциации. — Это компактные установки контейнерного типа, работающие на аммиаке. Их внедрение принесёт большую экономию, особенно для высотных зданий, на крышах которых можно устанавливать такие системы охлаждения. По сравнению с фреоном установки на аммиаке как минимум на 20-25%, а то и до 40% экономичнее.

Однако, по словам Владимира Луконина, использование природных газов в качестве хладагентов требует больших инвестиций и пересмотра законодательства в части ослабления контроля за их применением. 

Автор:
Фотограф:
Инга Егорова, Анна Волынец, открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость